Управление персоналом лаборатории. Процедура


Практикум повышения квалификации: теория и практика, удостоверение установленного образца. Создайте свой видеоканал на платформе LINCO.

Делитесь ценной информацией и увеличивайте свою аудиторию подписчиков. Найдите лаборатории для проведения межлабораторных сличений. Новое сличение увидят лаборатории в Вашем городе.

Открытая разработка документов | LINCO Open Source Управление персоналом. Процедура Версия 1. 13.10.2020 Управление персоналом.

Процедура Содержание 1. Назначение и область применения 1.1. Процедура описывает процесс обеспечения испытательной лаборатории (испытательного лабораторного центра) качественным персоналом для достижения необходимых результатов и удовлетворенности заказчиков.

1.2. Процедура устанавливает требования к мониторингу компетентности сотрудников лаборатории (центра), работающих в области деятельности лаборатории (центра). 1.3. Требования настоящей документированной процедуры распространяются на всех сотрудников лаборатории (центра).

2. Нормативные ссылки 2.1.

«Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»

; 2.2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества.

Основные положения и словарь». 3. Определения Анализ – определение пригодности, адекватности или результативности объекта для достижения установленных целей.

Компетентность – уровень качества выполнения той или иной задачи. Компетенция – это способность решать определенные профессиональные задачи. Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и(или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.

Эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. 4. Сокращения и обозначения ВЛКК – внутрилабораторный контроль качества ГСО – государственный стандартный образец ИЛ – испытательная лаборатория ИЛЦ – испытательный лабораторный центр КД – корректирующее действие МВИ – методика выполнения измерений МСИ – межлабораторные сравнительные испытания НД – нормативная документация СМ – система менеджмента УОАП – учет обучения и аттестации персонала 5.

4. Сокращения и обозначения ВЛКК – внутрилабораторный контроль качества ГСО – государственный стандартный образец ИЛ – испытательная лаборатория ИЛЦ – испытательный лабораторный центр КД – корректирующее действие МВИ – методика выполнения измерений МСИ – межлабораторные сравнительные испытания НД – нормативная документация СМ – система менеджмента УОАП – учет обучения и аттестации персонала 5. Процедура 5.1. Общие положения 5.1.1.

Персонал ИЛ (ИЛЦ) является одним из ключевых видов ресурсов. От персонала зависит эффективность, работоспособность и благополучие ИЛ (ИЛЦ) в целом. 5.1.1.1. Процесс управления персоналом включает в себя множество задач по кадровому учету, обучению, развитию, мотивации, планированию, анализу и оценке персонала.

5.1.1.2. Каждый сотрудник, которому поручена та или иная работа, должен быть компетентным, иметь необходимое образование, подготовку, навыки и опыт для выполнения работы.

5.1.2. Сотрудники ИЛ (ИЛЦ) обучены и внедрены в конкретный метод проведения исследования согласно «Акту внедрения методики измерения/испытания» А-NN-ГГ. 5.1.3. Инженеры ИЛ (ИЛЦ) обучены обработке и оформлению результатов для заказчика. 5.1.4. Руководители подразделений лаборатории обучены и обладают компетенцией для выдачи заключений по результатам выполненных работ в подразделении лаборатории.

5.1.5. Все записи и формы управляются в соответствии с процедурой «».

5.2. Планирование приема на работу 5.2.1. Потребность в кадрах определяет руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании задач, стоящих перед лабораторией (центром), и предложений руководителей подразделений лаборатории.

5.2.2. Требования к квалификации и компетенции персонала перечислены в должностных инструкциях для принимаемых сотрудников. 5.2.3. Критериями приема сотрудника на работу являются:

  1. опыт работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области деятельности не менее срока, установленного в должностной инструкции сотрудника.
  2. наличие высшего, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования или ученой степени по специальности и (или) направлению подготовки, соответствующему выполняемой работе;

5.2.4.

Руководители подразделений лаборатории подают «Заявку на комплектование персоналом» З-NN-ГГ (далее – заявка) на вакантную должность руководителю ИЛ (ИЛЦ). 5.2.5. Руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании заявок от руководителей подразделений формирует и утверждает единую заявку и передает ее в Отдел кадров. 5.2.6. Отдел кадров приглашает соискателя с соответствующей заявке квалификацией в ИЛ (ИЛЦ).

Если соискатель удовлетворяет представленным требованиям, то после собеседования с руководителем подразделения лаборатории и руководителем ИЛ (ИЛЦ) он принимается на работу.

5.3. Подготовка персонала к работе 5.3.1.

Руководитель подразделения лаборатории определяет место работы для вновь принятого сотрудника, проводит первичный и организует стажировку на рабочем месте. 5.3.2. Вновь принятые сотрудники проходят обучение на рабочем месте безопасным методам и приемам выполнения работ в течение десяти рабочих смен, после чего аттестационная комиссия оформляет протокол с допуском вновь принятого сотрудника к работе.

5.3.3. Для участия в лабораторной деятельности ИЛ (ИЛЦ) вновь принятые сотрудники знакомятся с системой менеджмента ИЛ (ИЛЦ) (руководством по качеству, ИЛ (ИЛЦ), процедурами, инструкциями) и МВИ. 5.3.4. Для допуска вновь принятого сотрудника к работе в области деятельности ИЛ (ИЛЦ) руководитель подразделения лаборатории определяет наставника – наиболее опытного и высококвалифицированного сотрудника лаборатории. 5.3.5. Наставник, ответственный за работу вновь принятого сотрудника, назначается распоряжением руководителя ИЛ (ИЛЦ) сроком до 3 лет работы по специальности.

5.3.6. Наставник составляет «» П-NN-ГГ, который состоит из двух разделов:

  1. изучение СМ ИЛ (ИЛЦ) (руководства по качеству, политики в области качества ИЛ (ИЛЦ), процедур и инструкций);
  2. изучение МВИ: теоретическое и практическое (определяет руководитель подразделения лаборатории).

5.3.7.

Стажер ведет «Дневник подготовки стажера» Ж-NN-ГГ, где записывает выполненную работу согласно Плану основных тем подготовки стажера после каждого выполнения им контрольной пробы или исследования (испытания), измерения. 5.3.8. Наставник проверяет ведение Дневника подготовки стажера и выполнения Плана основных тем подготовки стажера с еженедельной отметкой в дневнике: подпись, фамилия, дата.
5.3.8. Наставник проверяет ведение Дневника подготовки стажера и выполнения Плана основных тем подготовки стажера с еженедельной отметкой в дневнике: подпись, фамилия, дата.

5.3.9. Руководитель подразделения лаборатории контролирует ведение Дневника подготовки стажера раз в квартал с отметкой в дневнике: подпись, фамилия, дата. 5.3.10. Стажер изучает МВИ (теоретическая часть) и выполняет исследование под контролем наставника с соблюдением требований МВИ (практическая часть). Наставник и руководитель подразделения лаборатории проверяют результаты исследований с оценкой «удов»/»не удов» в Дневнике подготовки стажера после проверки ВЛКК.

5.3.11. При удовлетворительных результатах контрольных задач МВИ руководитель подразделения лаборатории оформляет Акт внедрения методики измерения/испытания, который утверждает руководитель ИЛ (ИЛЦ), допуская стажера к выполнению данной МВИ самостоятельно под контролем наставника. 5.3.12. Акты внедрения методики измерения/испытания передаются на хранение менеджеру по качеству.

Менеджер по качеству хранит акты в месте, установленном Номенклатурой дел. Копии актов хранит руководитель подразделения лаборатории в месте, установленном Номенклатурой дел. 5.3.13. Выполнение стажером пробной работы в области деятельности подтверждает комиссия в составе руководителя подразделения лаборатории и ведущего инженера подразделения лаборатории.

5.3.13. Выполнение стажером пробной работы в области деятельности подтверждает комиссия в составе руководителя подразделения лаборатории и ведущего инженера подразделения лаборатории.

Руководитель подразделения лаборатории оформляет «Акт пробной работы» А-NN-ГГ, который утверждает руководитель ИЦ (ИЛЦ).

5.3.14. Акты пробной работы хранит менеджер по качеству в месте, установленном Номенклатурой дел. 5.3.15. Первичные записи стажера при выполнении МВИ проверяет и подписывает наставник или руководитель подразделения лаборатории. 5.3.16. Дневник подготовки стажера хранится в течение всего периода стажировки и по истечении срока стажировки утилизируется стажером.

5.3.17. Записи, сделанные в журналах первичных технических записей принятым сотрудником, проверяются и подписываются наставником или руководителем подразделения лаборатории. 5.3.18. Срок подготовки стажера определяет руководитель подразделения лаборатории, исходя из Плана основных тем подготовки, удовлетворительных результатов владения материалом и навыков работы, отслеживаемых по Дневнику подготовки стажера.

5.3.19. В конце стажировки руководитель подразделения лаборатории выпускает распоряжение о допуске работника (стажера) к самостоятельной работе, которое подписывает руководитель ИЛ (ИЛЦ). 5.4. Проведение обучения персонала 5.4.1. Руководство нацеливает своих работников на постоянное повышение своего образовательного и профессионального уровня, всемерно способствуя получению работниками различных видов и форм образования, ориентирует их на глубокие знания внешней и внутренней документации.

5.4.2. Для эффективной организации развития персонала лаборатории необходимо своевременно решать следующие задачи:

  1. распространять и внедрять лучшее из накопленного знания;
  2. поддерживать способных к обучению работников;
  3. систематически обучать сотрудников лаборатории.

5.4.3. Обучение и проверку знаний требований СМ ИЛ (ИЛЦ) и МВИ в области деятельности сотрудников лаборатории организуют руководители подразделений лаборатории в процессе лабораторной деятельности. 5.4.3.1. Планирование обучения персонала необходимо осуществлять на основе принципа непрерывности повышения квалификации каждого сотрудника в течение всей его производственной деятельности в лаборатории.

5.4.3.2. Обучение руководителей и специалистов предполагает следующие основные виды обучения:

  1. Самоподготовка Самостоятельное повышение квалификации, изучение НД по профилю работ лаборатории, методов, приемов работы, перенимание опыта работы других работников и т.д.
  2. Периодическое обучение Обучение по специальным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей (обновление теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями НД и особенностями развития СМ).
  3. Обучение в области качества Обучение, организуемое регулярно, каждые 3 года, для всего состава сотрудников по проблемам в области качества ИЛ (ИЛЦ). Занятия проводит менеджер по качеству или приглашенные специалисты. В программу обучения включаются темы: международные стандарты ИСО, вопросы внедрения и совершенствования СМ, изучение новых документов СМ ИЛ (ИЛЦ) и т. п.
  4. Техническая учеба Изучение новых документов по профилю работы лаборатории, изучение новых методов работы для качественного оказания услуг, изучение использования компьютерной техники при оказании услуг и т. д. в сторонних организациях.

5.4.4.

На Предприятии предусмотрен непрерывный процесс обучения сотрудников и повышения их квалификации в соответствии с годовым планом подготовки кадров. 5.4.5. Руководитель ИЛ (ИЛЦ) распоряжением назначает ответственного за учет обучения и аттестации персонала (далее – УОАП).

5.4.6. Руководители подразделений лаборатории формируют «План обучения сотрудников наименование подразделения ИЛ (ИЛЦ) на 202__ год» П-NN-ГГ на основании результатов лабораторной деятельности с указанием:

  1. стоимости.
  2. организаций, в которых будет проводиться обучение;
  3. сотрудников для обучения (аттестации или переаттестации);
  4. сроков;
  5. тем обучения;

5.4.7. Руководители подразделений лаборатории утверждают План обучения сотрудников наименование подразделения ИЛ (ИЛЦ) на 202__ год у руководителя ИЛ (ИЛЦ) и передают ответственному за УОАП.

5.4.8. Ответственный за УОАП составляет «» З-NN-ГГ и утверждает у руководителя ИЛ (ИЛЦ). 5.4.9. Сформированную Заявку в годовой план подготовки кадров ответственный за УОАП передает в подразделение Предприятия, отвечающее за организацию обучения. 5.4.10. Обучение персонала ИЛ (ИЛЦ) организует сотрудник подразделения Предприятия, отвечающего за организацию обучения, согласно Заявке в годовой план подготовки кадров как внутри, так и вне Предприятия.

5.4.10.1. При внешнем обучении в специализированных организациях сотрудники ИЛ (ИЛЦ) получают подтверждение повышения квалификации, аттестации — свидетельства, дипломы и т. п. 5.4.10.2. При внутреннем обучении в ИЛ (ИЛЦ) или на Предприятии сотрудник проходит:

  1. подготовку (повышение квалификации) при несоответствии требованиям должностной инструкции;
  2. аттестацию (переаттестацию) при соответствии требованиям должностной инструкции.

5.4.11. Руководители подразделений лаборатории организуют профессиональную подготовку (повышение квалификации) вновь принятого и штатного персонала ИЛ (ИЛЦ) не реже 1 раза в 3 года, если срок не определен в НД на персонал.

5.5. Проверка компетентности персонала 5.5.1. Проверку компетентности персонала проводят руководители подразделений лаборатории согласно должностным инструкциям или в рамках мероприятий ВЛКК деятельности, которую выполняет сотрудник. 5.5.2. Руководители подразделений лаборатории:

  1. разрабатывают должностные инструкции;
  2. утверждают должностные инструкции у руководителя ИЛ (ИЛЦ).
  3. согласовывают их с Отделом труда и заработной платы и Юридическим отделом;

5.5.3.

Проверка компетентности сотрудников ИЛ (ИЛЦ) необходима для определения профессиональной подготовки и гарантии качества результатов исследований в области деятельности ИЛ (ИЛЦ). 5.5.4. Менеджер по качеству/руководитель ИЛ (ИЛЦ) контролирует выполнение проверки компетентности персонала руководителями подразделений лаборатории.

5.5.4.1. Руководители подразделений лаборатории осуществляют контроль компетентности исполнителей путем проверки:

  1. технических записей исследований;
  2. оценки участия в МСИ («План проведения МСИ на 202__ год» П-NN-ГГ);
  3. технических записей контрольных исследований с применением ГСО или СО (при возможности);
  4. выполнения «Плана ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории» П-NN-ГГ;
  5. наличия допуска к выполнению метода исследования (Акт внедрения методики измерения/испытания или Акт пробной работы);
  6. обучения внешнего и внутреннего (План обучения сотрудников наименование подразделения ИЛ (ИЛЦ) на 202__ год).

5.5.4.2. Для подтверждения технической компетентности лаборатории руководители подразделений лаборатории планируют участие сотрудников в МСИ (План проведения МСИ на 202__ год), выбирая МВИ для контроля качества работы сотрудников и результатов испытаний. Мероприятия по проверке квалификации (МСИ) и сравнительным испытаниям должны планироваться и организовываться в соответствии с процедурой «».

5.5.4.3. Лаборатория обязана участвовать в МСИ (где такая деятельность доступна и применима) не реже 1 раза в год и в течение 5 лет принять участие в МСИ по всем методам области деятельности.

При повторном МСИ рекомендуется менять провайдера МСИ, исполнителей и оборудование. 5.5.4.4. При получении неудовлетворительного результата МСИ и ВЛКК руководитель подразделения лаборатории должен действовать согласно процедуре «».

Результативность корректирующих действий по МСИ должна быть подтверждена повторным участием лаборатории в МСИ в наиболее короткие сроки.

5.5.5. Для мониторинга лабораторной деятельности стажеров руководители подразделений лаборатории контролируют:

  1. технические записи во внедренном методе (результаты, полученные стажером, подписываются наставником или руководителем подразделения лаборатории);
  2. обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение десяти рабочих смен;
  3. технические записи контрольных исследований с применением ГСО и СО (при возможности).
  4. ведение Дневника стажера;
  5. оценку знаний СМ ИЛ (ИЛЦ) в Дневнике стажера;
  6. наличие Акта внедрения или Акта пробной работы по методу выполнения исследований в области деятельности;

5.5.6. За проверку компетентности в рамках ВЛКК у сотрудников, выполняющих испытания, отвечают ответственные за контроль качества результатов в лаборатории согласно утвержденному «». Руководитель подразделения лаборатории контролирует выполнение Плана ВЛКК в своем подразделении.

5.5.7. Ответственный за контроль качества результатов отмечает выполнение контрольных проб при выполнении Плана ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории в «Карточке сотрудника» Л-NN-ГГ в электронном виде.

5.5.8. Карточка сотрудника состоит из двух частей. 5.5.8.1. Первая часть Карточки сотрудника («Общие сведения») содержит:

  1. сведения об ознакомлении с процессами СМ (руководство по качеству, процедуры, инструкции);
  2. должность, номер должностной инструкции;
  3. сведения об образовании, диплом;
  4. опыт по исследованиям в области деятельности.
  5. свидетельства о повышении квалификации (диплом, аттестат);
  6. матрицу ответственности СМ ИЛ (ИЛЦ);
  7. ФИО сотрудника;

5.5.8.2. Вторая часть Карточки сотрудника («Освоение методик») содержит:

  1. достижения и промахи (информация о результатах, приведших к поощрению (овладение новым МВИ, обнаружение причины несоответствия и его устранение) или наказанию (отказ в выполнении распоряжения руководства или неудача при реализации)).
  2. номер Акта внедрения;
  3. дату проведения ВЛКК (с указанием номера пробы и относительной неопределенности);
  4. дату участия в МСИ (с указанием номера свидетельства, относительной неопределенности);
  5. номер метода исследования;

5.5.9.

Руководители подразделений лаборатории контролируют ведение карточек сотрудников лаборатории ответственным за контроль качества результатов в лаборатории. 5.6. Анализ результатов оценки компетентности персонала 5.6.1. Все мероприятия, связанные с подготовкой персонала, должны приводить к повышению квалификации и расширению компетенций сотрудников.
Все мероприятия, связанные с подготовкой персонала, должны приводить к повышению квалификации и расширению компетенций сотрудников.

Оценка компетентности персонала подтверждает способность сотрудников качественно выполнять работу, на которую их назначают. 5.6.2. Анализ результатов проверки компетентности сотрудников выполняет руководитель ИЛ (ИЛЦ) на основании

«Отчета и оценки работы персонала лаборатории за месяц/год»

О-NN-ГГ.

Результаты проверки компетентности исполнителей предоставляют руководители подразделений лаборатории раз в год для . 5.6.3. Руководители подразделений лаборатории из Карточки сотрудника определяют:

  1. необходимость участия сотрудника в МСИ (План проведения МСИ на 202__ год);
  2. мотивацию сотрудника в достижении целей Политики качества ИЛ (ИЛЦ) (сравнение результатов деятельности).
  3. число проверок правильности расчетов и оформления отчетов о результатах исследований (правильность заключений о соответствии, оценки неопределенности) и их соответствие требованиям МВИ;
  4. необходимость внесения изменений в План ВЛКК в рамках проверки компетентности сотрудника в МВИ;
  5. качество работы и получаемых результатов исполнителя при выполнении Плана ВЛКК результатов измерений/испытаний в лаборатории;
  6. необходимость включения сотрудника в Заявку в годовой план подготовки кадров (не реже одного раза в три года);

5.6.4. Менеджер по качеству анализирует результаты оценки компетентности персонала по итогам участия в МСИ и определяет:

  1. необходимость проверки КД после МСИ.
  2. необходимость проведения ВЛКК сравнения;
  3. необходимость сравнения результатов пробы с другой лабораторией;
  4. ведущего специалиста по МВИ;

5.7.

Мотивация сотрудников к достижению поставленных целей 5.7.1. Мотивация персонала в поддержании СМ обеспечивает регулярное выполнение сотрудниками требуемых действий для повышения качества работы. Мотивация обеспечивает добровольное, а не административное вовлечение сотрудников в СМ.

Если мотивация персонала низкая, то внедрение СМ и ее работа невозможны.

5.7.2. Мотивация персонала стимулирует повышение качества своего труда. 5.7.3. Для достижения целей по качеству мотивация персонала необходима на всех уровнях управления: Уровень управления Ответственность Контроль Сотрудник Выполнение требований СМ подразделения лаборатории Руководитель подразделения лаборатории Коллектив подразделения лаборатории Обеспечение качества результатов исследований Руководитель подразделения лаборатории Коллектив ИЛ (ИЛЦ) Соблюдение Политики в области качества ИЛ (ИЛЦ) Руководитель ИЛ (ИЛЦ) 5.7.4. Мотивировать персонал можно индивидуально, изменяя:

  1. ресурсы;
  2. ответственность.
  3. условия работы;
  4. взаимоотношения;
  5. признание;

5.7.5.

Методы стимулирования могут быть:

  1. материальные (получение материальных благ в денежном выражении, материальном объекте или услуге) – применимы для отдельного сотрудника или групп сотрудников;
  2. нематериальные (получение эмоциональных выгод в виде повышения самооценки, психологического комфорта, гордости за результат работы и пр.) – применимы для всего коллектива, т. к. позволяют «сформировать» причастность каждого сотрудника.

5.7.6. Мотивация персонала может быть:

  1. внешняя – оказание на персонал определенного воздействия, которое приведет к получению результата и получению за него либо поощрения, либо наказание;
  2. внутренняя – самостоятельное стремление персонала выполнить определенные действия для удовлетворения внутренних потребностей и возможного получения выгоды.

5.7.7. При внедрении СМ и в ходе ее работы применяют внешнюю мотивацию персонала.

5.7.8. Задача внешней мотивации в стимулировании и развитии внутренней мотивации персонала. Добиться этого можно за счет регулярной оценки мотивации персонала. 5.7.9. На основании результатов работы персонала ИЛ (ИЛЦ) руководитель подразделения лаборатории:

  1. включает анализ мотивации персонала в Отчет и оценку работы персонала лаборатории за месяц/год;
  2. предлагает стимулирование или наказание сотрудника по итогам месяца/года.
  3. анализирует мотивацию персонала;

6.

Ответственность 6.1. Руководители подразделений лаборатории несут ответственность за:

  1. проверку компетентности персонала;
  2. определение места работы для вновь принятого сотрудника;
  3. поддержание мотивации персонала в СМ;
  4. проведение собеседований с соискателями на вакантные должности;
  5. определение потребности в новых кадрах и подачу Заявки на комплектование персоналом;
  6. разработку должностных инструкций;
  7. определение наставников в лаборатории;
  8. формирование Плана обучения сотрудников ИЛ (ИЛЦ);
  9. предоставление возможности сотрудникам развивать необходимую компетентность и расширять компетенции.
  10. организацию профессиональной подготовки вновь принятого и штатного персонала;
  11. допуск работника (стажера) к самостоятельной работе;
  12. оформление Акта внедрения методики измерения/испытания и Акта пробной работы;
  13. проверку результатов исследований стажера;
  14. планирование участия сотрудников в МСИ;
  15. анализ мотивации персонала, оформление Отчета и оценки работы персонала лаборатории за месяц/год;

6.2.

Наставник несет ответственность за:

  1. проверку результатов исследований стажера;
  2. проверку ведения Дневника подготовки стажера, первичных записей стажера и выполнения Плана основных тем подготовки стажера;
  3. составление ;
  4. обучение вверенного ему стажера;

6.3. Ответственный за УОАП несет ответственность за составление .

6.4. Ответственный за контроль качества результатов в лаборатории несет ответственность за внесение сведений о выполнении контрольных проб ВЛКК в карточки сотрудников. 6.5. Менеджер по качеству несет ответственность за:

  1. анализ результатов оценки компетентности персонала по итогам участия в МСИ.
  2. контроль выполнения проверки компетентности персонала;
  3. оформление карточек сотрудников;

6.6.

Руководитель ИЛ (ИЛЦ) несет ответственность за:

  1. формирование единой заявки на комплектование персоналом;
  2. проведение собеседований с соискателями на вакантные должности.

Работает с интеллектом платформы Работает с интеллектом платформы

  • Коллеги, приходится сталкиваться с отсутствием кадров с профильным образованием. Подскажите, как Вы выходите из ситуации недостаточной квалификации персонала/ отсутствия профильного образования?

    Я планирую проводить для таких сотрудников стажировку на рабочем месте под контролем наставника, есть ли нормативный документ, который бы точно прописывал процедуру допуска к работе в лаборатории и требования к образованию?

    Последнее сообщение: 22 апреля 2021 в 08:55

  • Возможно Вас заинтересует Возможно Вас заинтересует Практикум повышения квалификации: теория и практика, удостоверение установленного образца. Создайте свой видеоканал на платформе LINCO. Делитесь ценной информацией и увеличивайте свою аудиторию подписчиков.

    Доступ к интерфейсу, библиотеке материалов, а также аудио и видеоматериалам Школы LINCO на целый год Поделиться своими материалами информации

  • © 2020 — 2021 LINCO Platform
  • 14.

    Требования безопасности в химических лабораториях

    14.1.

    Химические лаборатории относятся к пожароопасным производствам. Работы с горючими и взрывоопасными веществами должны проводиться в вытяжных шкафах или под вытяжными зонтами, без применения открытого огня или открытых нагревательных приборов.14.2. Химические лаборатории должны располагаться в отдельных зданиях, в пристройках к производственному зданию или на верхних этажах производственного здания, изолированно от других помещений.14.3.

    Степень огнестойкости здания должна быть не ниже третьей.

    Стены и потолки химической лаборатории окрашиваются красками, которые предотвращают адсорбцию ядовитых веществ и позволяют проводить их чистку, мытье или дегазацию.14.4. Полы и поверхности рабочих столов рекомендуется выполнять из негорючих или трудногорючих антикоррозионных материалов. К рабочим столам должны быть подведены холодная и горячая вода, газ, постоянный и переменный ток, сжатый воздух.14.5.
    К рабочим столам должны быть подведены холодная и горячая вода, газ, постоянный и переменный ток, сжатый воздух.14.5.

    В химической лаборатории должна быть предусмотрена возможность отключения подачи газа, воды и электроэнергии.

    Краны и рубильники закрытого типа должны быть установлены вне рабочих помещений в легко доступных местах.14.6. Все помещения химической лаборатории должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией, вытяжными шкафами, а при необходимости — местными отсосами от рабочих столов.14.7.

    В лаборатории должен иметься перечень веществ, работы с которыми должны выполняться в вытяжных шкафах.14.8. При работах с кислотами и щелочами помещения должны быть оборудованы специальными гидрантами (кранами, фонтанчиками, шлангами) для длительного промывания струей воды пораженных участков кожи или глаз.14.9.

    В работе химической лаборатории значительное место занимает отбор проб, их доставка и хранение.

    Организация отбора проб зависит от агрегатного состояния веществ, их давления и температуры.14.9.1. Пробы жидкостей из аппаратов и трубопроводов в доступных местах должны отбираться через отборные краники, капельные отборники и другие устройства, позволяющие исключить разлив продуктов и выделение горючих и ядовитых газов, а также паров в воздух рабочих помещений.14.9.2.

    Пробы должны отбираться в специально предназначенные для этой цели металлические сосуды, стеклянные бутыли и пробоотборники.14.9.3. Горячие жидкости перед отбором проб должны быть предварительно охлаждены, а продукты, находящиеся в аппаратах под давлением, предварительно редуцированы в промежуточную емкость под атмосферным давлением.14.9.4. Пробы сжатых и сжиженных газов должны отбираться в специальные металлические пробоотборники, снабженные запорным и редукционным вентилями.14.9.5.

    Пробы из дисперсных и кусковых материалов должны отбираться механическими пробоотборниками различной конструкции или вручную с помощью щупов, буравов и совков.14.10. Работники лабораторий, которые берут пробы различных веществ, должны быть обеспечены специальной одеждой, защитными очками, резиновыми перчатками и средствами защиты органов дыхания (респираторами, противогазами), защитными из химически стойких материалов фартуками.14.11.

    Пробы опасных веществ должны переноситься или перевозиться от места отбора в лабораторию по заранее установленному маршруту. Все пробы, особенно пробы ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ, должны храниться в помещениях с хорошей вентиляцией или в вытяжных шкафах.14.12.

    Вещества, содержащие кислоты и щелочи, опасны из-за химических ожогов кожных покровов и особенно глаз, слизистой оболочки, пищевода и желудка.

    Поэтому работы с кислотами и щелочами должны проводиться с применением средств индивидуальной защиты (очков, резиновых перчаток, спецодежды и др.) при обеспечении хорошей вентиляции рабочей зоны, наличии средств первой медицинской помощи, достаточного обеспечения чистой водой.14.13.

    При проливании большого количества кислоты и образовании тумана из взвеси кислоты в воздухе работники должны быть немедленно эвакуированы из помещения.

    Работы по очистке и вентиляции помещения должны проводиться персоналом в спецодежде и с использованием противогазов БКФ.14.14. При работах с аммиачной водой, ацетоном и другими веществами, выделяющими вредные пары, необходимо обеспечивать чистоту воздуха в помещениях.

    Предельная концентрация паров вредных веществ в рабочей зоне не должна превышать:для аммиака- 1 мг/куб.

    м;ацетона- 5 мг/куб. м;аэрозоли свинца- 1,01 мг/куб.

    м.14.15. Хранить и принимать пищу на участках работ с ядовитыми агрессивными веществами запрещается. Полы на таких участках и стены (на 2 м от пола) должны покрываться кислотощелочноупорным пластиком или метлахской плиткой, регулярно протираться влажными концами и мыться горячей водой с нейтрализующими добавками.14.16. В цеховых аптечках, помимо общего набора медикаментов, должны быть растворы питьевой соды, борной и лимонной кислот необходимой концентрации, камфора, касторовое масло, жженая магнезия.14.17.

    При работе со стеклянной посудой и приборами из стекла для предохранения рук от порезов при резке, ломке стекла необходимо пользоваться полотенцем, при механической и термической обработке изделий из стекла — защитными очками или предохранительными защитными щитками.14.18. Нельзя нагревать тонкостенные химические колбы и стаканы на открытом огне без асбестированных сеток. Если работа в аппаратуре из стекла выполняется при повышенных давлении и температуре или при вакууме (что создает опасность разрыва стекла), то установка должна быть ограждена защитным экраном из органического стекла, металлическим кожухом, а отдельные, особенно опасные, аппараты должны быть защищены металлической сеткой, предотвращающей разброс осколков стекла.14.19.

    Бутыли с кислотами и щелочами, вызывающими химические ожоги, должны переноситься вдвоем в специальных корзинах или транспортироваться на специальных тележках.14.20. Твердую щелочь следует брать только лабораторными щипцами или руками в резиновых перчатках; при дроблении больших кусков должна использоваться плотная материя (бельтинг).

    Работы должны выполняться с применением индивидуальных средств защиты. Розлив и расфасовку едких жидкостей необходимо производить при помощи резиновых груш, шприца или специальных сифонов. Нельзя засасывать эти жидкости в пипетки ртом, так как это может привести к ожогам полости рта и отравлениям.14.21.

    Концентрированные кислоты и щелочи, сильнодействующие дымящие реактивы должны храниться и переливаться только под тягой в вытяжном шкафу. Особую осторожность необходимо соблюдать при разбавлении серной кислоты.

    Во избежание выброса и разбрызгивания кислоту следует лить в воду, а не наоборот.14.22. При поражении едкими веществами следует быстро смыть остатки этих веществ струей воды под давлением из специальных гидрантов или фонтанчиков, а затем обратиться к врачу.14.23. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости должны находиться в толстостенных стеклянных банках или бутылях с притертыми или навинчивающимися пробками.

    Банки и бутыли должны храниться в металлических ящиках (шкафах), выложенных внутри асбестом; на дне ящиков должен быть насыпан слой песка.14.24. Общий запас горючих и легковоспламеняющихся жидкостей в лаборатории не должен превышать суточную потребность.Работы с горючими и легковоспламеняющимися веществами должны выполняться в вытяжных шкафах или под зонтами при включенной вентиляции.

    Запрещается применять любые источники открытого огня. Для нагревания указанных веществ могут применяться бани: масляные, водяные, песчаные.14.25. Отработанные горючие жидкости и продукты реакции должны собираться в специально предназначенную для этой цели герметично закрывающуюся тару, а затем регенерироваться или уничтожаться.

    Сливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в канализацию запрещается.14.26.

    Порядок приобретения, отпуска, хранения, учета, транспортирования и применения ядовитых сильнодействующих веществ (СДЯВ) регламентирован специальными правилами.

    При работе с СДЯВ необходимо соблюдать особую осторожность, хранить их отдельно от реактивов в специальных опломбированных ящиках или сейфах. На всех сосудах с СДЯВ должны быть этикетки с надписью «Яд» и названием вещества.14.27.

    В помещениях, где проводятся работы с СДЯВ, должна систематически контролироваться воздушная среда.14.28. По окончании работы остатки ядовитых растворов, продуктов дегазации и другие остатки должны собираться в отдельную тару. Загрязненная посуда, приборы должны тщательно обезжириваться, а спецодежда и перчатки дегазироваться.14.29.

    СДЯВ должны уничтожаться по приказу руководителя организации с назначением ответственного лица за обеспечение мер безопасности.14.30.

    Помещения, где проводятся работы, связанные с нагреванием, дистилляцией ртути, наличием открытых ее поверхностей, а также где используются модельные (пилотные) установки с ртутным заполнением, должны быть изолированы от других производственных помещений, иметь самостоятельный выход и быть обеспечены собственными бытовыми помещениями.14.31.

    Помещения, где проводятся работы с ртутью, не оговоренные в п. 14.30, могут располагаться в зданиях на 1 этаже с выходом на лестничную клетку через тамбур с подачей в него чистого воздуха.14.32. Размещение лабораторий, работающих с применением ртути, в габаритах промышленного объекта, использующего ртуть по условиям технологии, определяется исключительно технологическими соображениями; лабораторные помещения должны сообщаться с производственными помещениями через тамбур с подачей в него чистого воздуха.14.33.

    Конструкция и отделка лабораторной мебели должны исключать сорбцию ртути ее поверхностями и обеспечивать возможность проведения демеркуризационных мероприятий.14.34. Приборы и установки с ртутным заполнением должны устанавливаться в эмалированных поддонах, как правило, внутри вытяжного шкафа, и не должны быть расположены вблизи нагревательных поверхностей.14.35. Манипуляции с открытой ртутью следует проводить в хлорвиниловых перчатках над поддоном внутри вытяжного шкафа при работающей вентиляции.

    Работы, связанные с использованием соединений ртути (взвешивание, приготовление растворов и т.д.), также следует проводить в вытяжном шкафу над поддоном.14.36. При работе с металлической ртутью необходимо пользоваться толстостенной химико-аналитической посудой из небьющегося стекла.14.37. Заполнение ртутью сосудов необходимо производить через воронку с оттянутым капилляром и лить ртуть необходимо по стенкам сосуда.14.38.

    Все работы с ртутью должны проводиться в специальных помещениях, оборудованных общей приточной и местной вытяжной вентиляцией.

    Отделка помещения должна препятствовать проникновению ртути в случае ее разлива; пол должен быть гладким, края покрытия у стен загнуты для предотвращения попадания ртути в щели пола, стены должны быть окрашены масляной или нитроэмалевой краской.14.39. Ртуть должна храниться в герметично закрытой толстостенной стеклянной или фарфоровой посуде. Случайно пролитая ртуть должна быть тщательно собрана, затем поверхность, где находилась пролитая ртуть, должна быть дегазирована растворами перманганата калия или хлористого железа.

    Большое значение при работе с ртутью имеют меры личной профилактики и применение средств индивидуальной защиты.