Источники экологического права


Юридическая доктрина понимает под источниками экологического права нормативные акты, которые были приняты уполномоченными на то государственными органами в установленной форме и процедуре, содержащие в себе общеобязательную волю законодателя в области природопользования. Другими словами — это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права. обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права, однако, имеют и свои особенности.

Так, исходя из того, что законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также водное, лесное, земельное законодательство Конституцией РФ отнесено как к предметам ведения Российской Федерации, так и к предметам ведения ее субъектов, то нормы, которые составляют институт источников экологического права, устанавливаются на двух уровнях – федеральном и региональном.

Также нормы экологического права, помимо специальных актов, содержатся в актах других отраслей права. Так, наряду с законодательством об окружающей среде, источники экологического права содержатся и в актах уголовного, конституционного, земельного, гражданского права. Законодательством к источникам экологического права предъявлен ряд требований.
Законодательством к источникам экологического права предъявлен ряд требований.

Во-первых, нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования не должны противоречить высшему закону государства — Конституции РФ. Во-вторых, акты должны быть приняты исключительно уполномоченными на то органами. В-третьих, форма актов должна соответствовать статусу органов, которыми они были приняты.

Например, Государственная Дума не вправе издавать указы и распоряжения, а Правительство РФ — законы. В случае нарушения этого требования, принятый нормативный правовой акт должен быть признан неправомерным. Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Запишитесь на консультацию к руководителю практики!

Записаться Законодательство не выделяет какого-либо критерия для разграничения источников.

Однако, классификация позволяет упорядочить виды источников экологического права.

Поэтому в юридической литературе выделены несколько классификаций, наиболее популярные из которых приведены ниже.

В зависимости от предмета правового регулирования, источники подразделяются на общие и специальные.

Первые характеризуются обширной спецификой правового регулирования, то есть предмет их регулирования включает в себя как экологические, так и иные общественные отношения.

Специальные источники — это акты, главной задачей которых является урегулирование отношений в сфере взаимодействия субъектов экологического права и природы с целью сохранения природной среды и ее улучшения. По юридической силе источники экологического права принято классифицировать на законы и подзаконные акты. К законам относятся все нормативные акты, касающиеся сферы действия экологического права, принимаемые законодательными органами государственной власти.

К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления. По характеру источники экологического права условно подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Основной особенностью, отличающий кодифицированный нормативный акт от некодифицированного, является систематизация, которая происходит в процессе правотворчества.

Целью такой систематизации является повышение эффективности реализации права в ходе правоприменительной деятельности.

В зависимости от характера правового регулирования источники делятся на материальные и процессуальные. Акты материального характера содержат в себе материально-правовые нормы права и устанавливают права, обязанности и ответственность субъектов экологических отношений. Процессуальные — регулируют соответствующие правоотношения в сфере пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Процессуальные — регулируют соответствующие правоотношения в сфере пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. При этом, в большинстве случаев, в одном источнике содержатся нормы как материального, так и процессуального права.

В связи с этим, в данной классификации выделяется третий вид источников – смешанные. Особое место среди источников экологического права занимают источники международного экологического права. К данному виду источников относят международные договоры, конвенции, обычаи, общие принципы международного права, акты рекомендательного характера международных организаций.

Важной особенностью данного вида источников является необходимость согласия РФ на применения таких актов (ратификация).

Главенствующую роль среди национального законодательства занимает Конституция РФ. Обладая высшей юридической силой, обязательностью применения и прямым действием на всей территории, Конституция РФ провозглашает основные начала взаимодействия субъектов экологического права и природы, пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Помимо этого, конституционные основы экологического права играют основополагающую роль для всей системы права. Конституцией РФ установлен приоритет международных актов над национальными.

Так, если в международном договоре содержатся иные правила, чем те, которые установлены в национальном законодательстве РФ, то применяются нормы международного права. Однако, обязательным условием такого договора является его ратификация. По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы.

Роль таких законов заключается в прямой реализации конституционных положений и урегулировании наиболее важных сфер деятельности. Именно поэтому по юридической силе федеральные конституционные законы выше федеральных законов.

Следующее звено системы — федеральные законы в области экологического права.

Основной целью таких источников права является сохранение и санация природной среды, осуществление единой экологической политики, выработка принципа повсеместного участия граждан в охране окружающей среды.

В системе источников права подзаконные нормативные правовые акты выступают в форме волеизъявления Президента РФ, Правительства РФ, федеральных ведомств и министерств. Цель таких актов заключается в конкретизации уже имеющихся положений законов. Следующим элементом системы источников являются законотворчество субъектов РФ.

Субъекты РФ осуществляют самостоятельное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных результатов нормотворчества, не нарушая при этом конституционные основы экологического права, а также иное федеральное законодательство. Заключительный уровень в системе источников экологического права РФ представляют акты органов местного самоуправления. Такие акты регулируют вопросы местного значения, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.

Стоит отметить, что, помимо основных источников экологического права, в науке выделяются вспомогательные.

К таким источникам относятся решения судов высших инстанций. Хоть напрямую суды не вправе издавать общеобязательные нормы, но решения вышестоящих судов все же влияют на правоприменительную практику в целом. Дополнительную роль в развитии правоприменительной деятельности играют и специальные стандарты (ГОСТ).
Дополнительную роль в развитии правоприменительной деятельности играют и специальные стандарты (ГОСТ).

Целью таких стандартов является уточнение содержания нормативных актов и предотвращение возможных ошибочных суждений в правоприменительной практике. Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы. Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут Срочный вопрос Спросить юриста Также вам будут полезны следующие статьи:

госы по экологии

Нормативно-правовая база экологической безопасности(НПБ ЭБ) НПА – нормативно-правовой актФЗ – федеральный законФКЗ – федеральный конституционный законДля обеспечения экологической безопасности и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства создаются системы обеспечения экологической безопасности.Система обеспечения экологической безопасности от внешней угрозы (за пределами государства) включает совокупность систем международных договоров политического, военного и экологического характера, не допускающих развязывания каких-либо войн и в особенности ядерной войны, а в случае возникновения каких-либо серьезных противоречий между странами, обеспечивающих их разрешение мирными средствами, и различные международные органы, осуществляющие контроль за выполнением требований указанных международных договоров.Система обеспечения экологической безопасности от внутренней угрозы включает: систему законов РФ, в которых указаны требования по защите окружающей природной среды от каких-либо ее загрязнений антропогенного и техногенного характера, а также систему государственных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность по контролю и надзору за исполнением требований законов РФ по обеспечению экологической безопасности.

Законами РФ также предусмотрены возможность и порядок осуществления контроля экологической безопасности и со стороны общественных организаций и отдельных граждан РФ. Основные виды документов нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности.

К источникам НПБ ЭБ можно отнести следующие виды документов (расположены по юридической силе):

  • Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
  • Подзаконные нормативные акты:
    • указы и распоряжения Президента;
    • постановления и распоряжения Правительства ;
    • акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;
    • акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;
    • локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.
  • указы и распоряжения Президента;
  • Федеральные конституционные законы
  • акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;
  • Законы субъектов федерации (Конституции/Уставы субъектов РФ, законы суб.РФ, НПА высших должностных лиц суб.РФ, НПА правительства суб.РФ, НПА органов исполнительной власти суб.РФ, НПА органов метного самоупраления)
  • Конституция РФ
  • Федеральные законы, Кодексы, Основные положения
  • локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.
  • постановления и распоряжения Правительства ;
  • акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;

Законодательные акты России как источники экологического права в области экологической безопасности 1.

Конституция РФ — устанавливает общепризнанные принципы и нормы экологического права, закрепляет основополагающие права, обязанности и иные требования, составляющие базу для всего российского законодательства:

  • ст. 9 Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
  • ст.

    42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  • ст.

    58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  • п. «к» ст. 72 земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

2.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – их роль заключается в прямой реализации конституционных положений, они регулируют наиболее важные сферы деятельности (по юридической силе ФКЗ выше ФЗ).Например, ст. 18 Федерального конституционного закона 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которой Правительство РФ:

  • координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

На сегодняшний день отсутствуют ФКЗ, которые бы регулировали непосредственно и исключительно отношения в области охраны окружающей среды и природопользования3.

Федеральные законы (ФЗ) – принимаются по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. (ФЗ, наряду с кодексами и Основными положениями в системе законодательства РФ занимают одинаковую позицию, в связи с чем, по юридической силе они равны).

Федеральных законов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды и природопользования много:

  1. ФЗ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
  2. ФЗ от 10.07.2001 г. N 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории»,
  3. ФЗ от 15.07.2000 г. N 99-ФЗ «О карантине растений»,
  4. ФЗ от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  5. ФЗ от 10.01.1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»,
  6. ФЗ от 19.07.1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»,
  7. ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»,
  8. ФЗ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»,
  9. ФЗ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»,
  10. Земельный кодекс от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ,
  11. ФЗ от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ «Об охране озера Байкала»,
  12. Водный кодекс от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ,
  13. ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
  14. Закон от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» и др.
  15. ФЗ от 07.05.2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»,
  16. ФЗ от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»,
  17. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ,
  18. ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  19. ФЗ от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»,
  20. ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,

Подзаконные нормативно-правовые акты обеспечения экологической безопасности.

Издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержат юридические нормы.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти.К подзаконным НПА обеспечения ЭБ можно отнести: 1. Указы и распоряжения Президента РФ – согласно ст.

90 Конституции РФ Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Источниками экологического права являются те из них, которые устанавливают нормы права, т.е.

правила общего характера, модель поведения. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России.

Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В целом Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Круг отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Президента, весьма широк.

Например:

  1. Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (4.4. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности)
  1. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 14.05.2010) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
  1. Указ Президента РФ от 06.05.2010 N 554 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
  1. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и др.

2.

Постановления и распоряжения Правительства РФ – согласно ст. 115 КРФ Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции.

Например:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» (4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации)
  1. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 (ред. от 31.03.2009) «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (вместе с «Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»)
  1. Постановление Правительства РФ от 21.03.1996 N 305 (ред.

    от 12.09.2008) «Об утверждении Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Содержит перечень мероприятий по созданию государственной системы мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке).

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 N 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» (Сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности)
  1. Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 N 1580 (ред. от 22.04.2009) «Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике» и др.

3. Нормативные акты министерств и ведомств (постановления, приказы, инструкции, положения, указания, решения коллегий и др.) В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты.

При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенные неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.Министерство природных ресурсов и экологии РФ и другие специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды приняли обширный массив ведомственных нормативных правовых актов, включая:

  1. Приказ МПР России от 7 мая 2001 г. «Об установлении лимитов водопользования субъектам Российской Федерации»
  2. Правила охраны поверхностных вод, утвержденные Приказом Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г.;
  3. Положение о порядке выдачи лицензий на проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденное приказом Минприроды России и Госкомземом России от 1 декабря 1993 г., и др.
  4. Приказ Минприроды России от 29 декабря 1995 г. «Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности»;
  5. Инструкцию по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, утвержденную приказом Госкомприроды СССР от 11 сентября 1989 г.;
  6. Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»;

Важную роль в качестве источников экологического права играют нормативные акты, принимаемые специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды в соответствующих сферах: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в области санитарной охраны окружающей среды; Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии — в области экологической регламентации и стандартизации производства продукции массового производства; Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) – в части выполнения экологических требований при проектировании строительства (утверждают СНиП).

Нормативные правовые акты субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это правило служит достижению целей:а) обеспечения единообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере,б) обеспечения правопорядка в стране.Если же имеется противоречие между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, принятым по предметам собственного правового регулирования, то применяется акт субъекта Федерации.Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах.

В республиках-субъектах РФ это – конституции.

Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав Архангельской области), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов (от 23 июня 2005 года N 66-4-ОЗ «об ООС на территории Архангельской области»), уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.При характеристике источников права окружающей среды, создаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.При характеристике источников права окружающей среды, создаваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упомянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Возможности развития договорных отношений между указанными органами предусмотрены ст.

78 Конституции РФ. Такие отношения развиваются довольно активно, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Они служат не только средством достижения целей оптимального решения экологических задач с учетом национальных и региональных условий, но и обеспечения политической стабильности в стране.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, если в соответствии с Конституцией РФ эти органы наделены законом необходимыми государственными полномочиями. Такие полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе ФЗ — 131

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

.

Он относит к ведению местного самоуправления принятие и изменение уставов муниципальных образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.Закон «Об охране окружающей среды» также определяет ряд полномочий органов местного самоуправления: организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, и др.Перечисленные полномочия органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов. Примеры:

  1. Распоряжение комитета по экологии Архангельской области от 10 февраля 2009 г. №17р «Об утверждении Положения о согласовании порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами производства и потребления»

Нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ.

ПДК – утверждённый в законодательном порядке или рекомендуемый компетентными учреждениями (комиссиями) санитарно-гигиенический норматив.

Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

В последнее время при определении ПДК учитывается не только степень влияния за­грязнителей на здоровье человека, но и воздействие этих загрязнителей на диких животных, растения, грибы, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

Проблемы нормирования ПДК

  • Широкий круг веществ, составляющих химическую структуру нормируемых компонентов и сред, затрудняет выбор аналитического метода определения;
  • значения некоторых ПДК лежат за пределами чувствительности современных аналитических методов определения.
  • исследования самого последнего времени привели к выводу об отсутствии нижних безопасных порогов (а, следовательно, ПДК) при воздействии канцерогенов и ионизирующей радиации. Любое пре­вышение ими привычных природных фонов опасно для живых организмов хотя бы генетиче­ски, в цепи поколений.
  • для большинства токсических соединений нет разработанных количественных методов анализа, особенно в условиях, когда ежегодно в мире синтезируется от 10 до 25 тыс. новых веществ.
  • Индивидуальная реакция организма на различные вещества – реакция организма на одни и те же вещества м.б. различной, она зависит от возраста, пола, наличия заболеваний и др. показателей.
  • для одного и того же вещества значения ПДК м.б. неодинаковы: например, в России для свинца и его неорганических соединений ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого назначения — 0,1 мг/л, в воздухе производственных помещений — 0,01 мг/м³, в атмосферном воздухе — 0,007 мг/м³.
  • значения ПДК, устанавливаемые на основании экспериментальных данных о токсичности и иных привходящих обстоятельств, не одинаковы в разных странах и периодически пересматриваются.
  • взаимодействие различных веществ приводит к неконтролируемому образовании вторичных соединений, метаболитов и пр.; эффекты суммации и синергизма не учитываются при определении ПДК отдельных веществ.

ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе. ПДК вредного вещества в атмосфере – это максимальная концентрация, отнесенная к определенному периоду осреднения (20-30 минут, 24 часа, месяц, год), которая не оказывает ни прямого, ни вредного косвенного воздействия на человека и санитарно-гигиенические условия жизни.В РФ для воздушной среды установлены ПДК:

  • Для атмосферного воздуха населённых мест и закрытых помещений
  1. ПДКм.р. — максимально-разовая, за 20 минут измерения (осреднения) — мг/м3;
  2. ПДКс.с.

    — среднесуточная, осредненная за длительный промежуток времени (вплоть до года) — мг/м3;

  • Для воздуха рабочей зоны
  1. ПДКр.с.

    — среднесменная в рабочей зоне, мг/м3

  2. ПДКм.р. — максимально-разовая, мг/м3
  3. ПДКр.з. — в рабочей зоне, мг/м3
  4. ПДКт.п.

    – на территории предприятия, мг/м3,

  5. ПДКа.в. – в атмосферном воздухе ближайшего населенного пункта, мг/м3.

В воздухе рабочей зоны предприятия содержание ЗВ больше, чем на площадке предприятия и тем более за ее пределами.

При этом ПДКрз > ПДКпп > ПДКав. В жилой зоне и на других территориях проживания должен соблюдаться норматив 1 ПДК, в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений – 0,8 ПДК.При проектировании и строительстве объектов необходимо нормирование выбросов в атмосферу, при этом учитываются климатические характеристики, рельеф местности, фоновое загрязнение и др.Наряду с ПДК существуют временно допустимые концентрации (ВДК), иначе называемые ориентировочно безопасными уровнями воздействия (ОБУВ).Для регулирования качества окружающей среды введен и строго контролируется предельно допустимый выброс (ПДВ) — научно обоснованная техническая норма выброса вредных веществ из промышленных источников в атмосферу, определяемая на основе различных параметров источников, свойств выбрасываемых веществ и атмосферных условий.

ПДК вредных веществ в воде хозяйственно-питьевого назначения. Требования к качеству воды зависят от целей использования.

Хозяйственно-питьевое – использование водных объектов или их участков в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также водоснабжения пищевой промышленности.ПДК вредных веществ в воде хозяйственно-питьевого назначения (ПДКв, мг/л) – это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.ПДК в воде для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования устаналивается с учетом трех показателей вредности:

  1. органолептического;
  2. санитарно-токсикологического.
  3. общесанитарного;

Органолептический показатель вредности характеризует способность вещества изменять органолептические свойства воды (цвет, запах, вкус).Общесанитарный показатель определяет влияние вещества на процессы естественного самоочищения вод за счет биохимических и химических реакций с участием естественной микрофлоры.Санитарно-токсикологический показатель характеризует вредное воздействие на организм человека.С 1996 г.

гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем водоснабжения определялись санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода», а с 2001 г.

– СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода». Ниже приведён перечень нормативно-технических документов, которые регламентируют качество питьевой воды.

  1. ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
  2. СП 2.1.5.1059 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».
  3. ГН 2.1.5.2280-07 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Дополнения и изменения № 1 к ГН 2.1.5.1315-03».
  4. СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».
  5. Гл II Р 9. «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)»,утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г.№ 299
  6. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
  7. ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

В Российской Федерации надзор за качеством воды осуществляют:

  1. ТО ТУ Роспотребнадзор
  2. ФГУЗ ЦГЭ по… — Федеральное государственное учреждение здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии по …(указывается район, область, например, …по Архангельской области)

ПДК вредных веществ в пищевых продуктах. При разработке нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в продуктах питания учитываются материалы по токсикологии и гигиеническому нормированию данных веществ в различных объектах природной среды (в воздухе, воде, почве), а также информация о естественном содержании различных химических элементов в пищевых продуктах.

Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпп) — это концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека (мг/кг). СанПиН 2.3.2. 2401-08

«Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»

определяет значения ПДК для некоторых веществ.

Особенности нормирования безопасности производства. В ходе производственной деятельности или использование ее результатов человек испытывает или может быть подвергнут опасным или вредным воздействиям факторов производства самого разного характера и степени — механическим, химическим, физическим и биологическим.

Наличие на производстве опасных и вредных факторов обусловливает потребность в состоянии (условии), которое необходимо для охраны жизни, здоровья, сохранности имущества и окружающей среды. Таким состоянием на производстве является его безопасность.

Безопасность производства — это такое техническое состояние, при котором нейтрализуется возможность поражающего воздействия на людей, имущество и окружающую среду опасных и вредных производственных факторов. Для обеспечения безопасности производства используются законы и подзаконные акты, касающиеся различных отраслей законодательства (трудового, природоохранного, гражданского, хозяйственного, административного, уголовного и др.), а также технические нормы.В технологической документации в полном объеме должна отражаться информация по безопасности технологического процесса, в том числе:

  1. технологического оснащения, выполнения ручных работ с материалами (веществами), обладающими вредными свойствами, установки и съема заготовок и деталей;
  2. показатели пожаро- взрывоопасности;
  3. методики и перечни средств контроля опасных и вредных производственных факторов.
  4. требования к сбору и утилизации отходов производства, специальные требования к строительным конструкциям зданий, помещений и их содержанию, условиям допуска персонала к работе;
  5. предельно допустимые концентрации и уровни неионизирующих излучений и характер воздействия их на организм человека;
  6. правила безопасной эксплуатации и обслуживания средств;
  7. опасные и вредные производственные факторы, источники их возникновения и предельно допустимые значения;
  8. основные сведения о вредных свойствах предметов труда;

Основные механизмы экологического нормирования.

Нормирование является важнейшим средством охраны ОС, регулирования природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере. Экологическое нормирование — это установление показателей качества окружающей среды и предельно допустимых воздействий на нее, научная, правовая, административная деятельность, направленная на установление предельно допустимых норм воздействия (экологических регламентов, нормативов) на окружающую среду, при соблюдении которых не происходит деградация экосистем, гарантируется сохранение биологического разнообразия и экологическая безопасность населения.Нормирование в области охраны окружающей среды — центральная идея Федерального закона «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ от 26июня 2007 г.). Этому вопросу закон отводит главу V, статьи 19-28, а также главу VII, статьи 34-56, где подробно излагаются основы нормирования, требования к нормативам, нормативы, а также требования в области охраны ОС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервировании и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, различных отраслей промышленности.

Система экологических нормативов:- нормативы качества окружающей среды,- нормативы предельно допустимого воздействия на состояние окружающей среды,- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.Виды нормативов качества окружающей среды:1) ПДК вредных веществ,2) ПДУ вредных физических воздействий на окружающую среду.