Минимальная тарифная ставка 2021 году в россии


Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание: Новый порядок расчета МРОТ Как рассчитать МРОТ в часах МРОТ в Москве с 1 октября 2020 года МРОТ с января 2021 года Как расшифровывается МРОТ МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – ориентир, применяемый при оплате труда, начислении пособий.

В 2021 году ожидается появление нового показателя – минимальной часовой ставки оплаты труда. Расскажем о предстоящем нововведении.

Законопроектом предусматривается первоначальное значение показателя часовой ставки – 150 руб. Далее ежегодно сумма будет индексироваться на процент инфляции по итогам прошедшего года. Вариант установить МРЧС исходя из действующего МРОТ одобрен не был, поскольку:

  1. число рабочих часов в каждом месяце различно, ежемесячное изменение часовой ставки нецелесообразно;
  2. ставка, определенная по МРОТ, признана заниженной. Например, при МРОТ, равном 12130 руб., и 40-часовой рабочей неделе в мае 135 рабочих часов стоимостью 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле 176 рабочих часов стоимостью 68,92 руб. (12 130 / 176).

При этом МРЧС в 150 руб.

гарантирует больший размер заработной платы.

Если сотрудник отработает целый месяц с такой ставкой:

  1. за май он получит: 135 ч х 150 = 20 250 руб.;
  2. за июль: 176 ч х 150 = 26 400 руб.

Соответствовать минимальному уровню часовой ставки должны зарплаты работников при выполнении одновременно двух условий:

  1. трудовой договор является срочным и заключен на срок до 3-х месяцев.
  2. работа в режиме неполного рабочего времени;

Применение показателя в иных ситуациях недопустимо. Получается, что бухгалтер теперь будет контролировать соответствие зарплат не только месячному МРОТ, но и МРЧС в отношении отдельных сотрудников.

Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:

  • Увеличить доклад. Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.
  • Обозначить доплату в отдельном акте. Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов. Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму. Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.

Увеличение МРОТ в 2021 году коснулось так или иначе всех работодателей. Если они будут начислять своим сотрудникам сумму меньше положенного, то их могут ждать штрафы и другие неприятности.

Поэтому за постановлением Правительства по МРОТ настолько важно следить.

Но если с расчётами возникают проблемы, всегда можно будет обратиться к профессионалам по конкретному вопросу.

Также специалистам можно полностью делегировать все вопросы, связанные с ведением бухгалтерии. Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год. В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %.

Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств. При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.

Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.

Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации. С 1 января 2020 года величина МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц — это 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2020 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %.

Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %. Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте.

На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО. До 2021 г. размер ежегодного федерального МРОТ определялся на основании информации о прожиточном минимуме трудоспособных граждан за 2 кв. предшествующего года. В 2020 г.

МРОТ был равен 12 130 руб. (Федеральный закон от 27.12.2019 г. № 463-ФЗ). Но с 2021 г. МРОТ будет рассчитываться иным образом, поскольку депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект № 1027748-7.

Для расчета будет использоваться медианная зарплата — это показатель, условно разделяющий население на две части. У одной части зарплата выше этого значения, а у другой части — ниже этого значения. В новом году согласно данному законопроекту размер МРОТ составит 42% медианной заработной платы — 12 792 руб., т.е.

он увеличится по сравнению с 2020 г. на 5,5%. В следующие периоды МРОТ также будет рассчитываться ежегодно, и при этом важно, что показатель не должен быть ниже прожиточного минимума, который тоже будет рассчитываться из медианного дохода (но с учетом другого процента). ИФНС контролирует исполнение работодателями законодательства в части МРОТ.

К примеру, налоговики:

  1. обращают особое внимание на низкие доходы, указываемые в РСВ и 6-НДФЛ. При этом используются контрольные соотношения, на основании которых МРОТ и среднеотраслевые значения зарплаты в регионе сравниваются с показателями отчетности;
  2. включают работодателей в план выездных налоговых проверок (п. 5 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333).
  3. требуют от работодателей пояснения по поводу низкой зарплаты относительно МРОТ и средней по отрасли в регионе;
  4. передают в трудовую инспекцию сведения о нарушениях работодателями законодательства в сфере труда, в связи с чем их могут вызвать на зарплатную комиссию, например, при задержке зарплаты;

Часто хозяйствующие субъекты аргументируют начисление зарплаты ниже МРОТ тем, что работник трудится в режиме неполного рабочего времени. И именно для этого случая чиновники планируют ввести с 2021 г. новый показатель — почасовой МРОТ.

Депутаты предложили на рассмотрение законопроект, согласно которому с 1 января 2021 г. будет определен минимальный размер часовой ставки (МРЧС). Данное изменение позволит повысить доходы граждан и довести оплату их труда до уровня развитых государств.

Согласно проекту закона, первоначальную величину почасового МРОТ планируется установить в размере 150 руб. В последующем данное значение показателя будет ежегодно индексироваться на размер инфляции по результатам прошлого года. Был вариант определять почасовой МРОТ на основании действующего размера МРОТ, но он был отклонен, т.к.:

  1. часовая ставка, определяемая на основании МРОТ, считается заниженной. К примеру, если МРОТ равен 12 130 руб., то стоимость часа в мае при 135 рабочих часов будет 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле при 176 рабочих часов — 68,92 руб. (12 130 / 176).
  2. число рабочих часов в каждом месяце разное, а ежемесячное изменение часовой ставки не удобно и не целесообразно;

Если же часовая ставка установлена в фиксированном размере 150 руб., то работник получит больше зарплаты.

К примеру, в мае она будет равна 20 250 руб.

(150 * 135), а в июле — 26 400 руб. (150 * 176). Часовой МРОТ будет использоваться для сотрудников, работающих по определенным условиям, выполняемым одновременно:

  1. если договор срочный, и он оформлен на срок до 3-х месяцев.
  2. если трудится в условиях неполного рабочего времени;

Внимание! В иных случаях не допускается применять почасовой МРОТ.

Бухгалтер должен ежемесячно контролировать, чтобы зарплаты всех сотрудников были не меньше МРОТ, а также отдельных сотрудников — не меньше почасового МРОТ. Традиционно величина пересматривается раз в несколько месяцев, повышаясь при этом незначительно. Минимальный размер оплаты труда на 01.01.2020 составляет 12130 руб., а со следующего года вырастет до 12 792 руб.

(+5,45%). Соответствующий проект закона находится на заключительной стадии обсуждения. Нет никаких сомнений, что решение будет принято не позднее декабря. Для сравнения, на 01.07.2016 величина составила 7500 руб., то есть за 5 лет выросла на 70 процентов.

Историческая справка! К 01.10.2017 планировался отказ от федерального МРОТ и переход к региональным значениям, но решение так и осталось проектом. Почему? Дисбаланс между условной Москвой и Адыгеей получился бы шокирующим. Размер минимальной оплаты труда определяет ряд значений:

  • Страховые взносы;
  • Декретные деньги (пособие по уходу за ребёнком до достижения им определённого возраста);
  • Пенсии отдельным категориям получателей (если для расчёта размера используется именно это значение).
  • Доход работников предприятий бюджетной и частной сферы;
  • Социальные выплаты трудящимся (пособие по нетрудоспособности, по беременности и родам);

Распространённый в интернете миф: МРОТ определяет размер штрафов.

Это не так: в КоАП РФ указаны абсолютные значения, в Налоговом кодексе – проценты от недоимок.

Также МРОТ не стоит путать с прожиточным минимумом, который определяется для различных групп населения.

Например, ПМ на 2 кв. 2020 года составил (в рублях): на душу населения – 11468, для трудоспособных – 12392, для пенсионеров – 9422, для детей – 11423. На первый взгляд, привязка этих значений неочевидна, так как взносы в ФСС, ФМС и ПФР зависят от размера заработной платы. Но так было до 01.04.2020, а затем были введены льготы для малого бизнеса (МСП).

Схематически это выглядит так: Взнос Сумма в пределах МРОТ Свыше ПФР 22% 10% ФСС 2,9% 0% ФМС 5,1% 5% Решение было принято с целью поддержки субъектов хозяйствования на фоне пандемии.

Как только кризис закончится, ставки вернутся к прежним величинам. Либо это произойдёт раньше. 12130 руб. сейчас или 12792 руб. в ближайшем будущем – это сумма, ниже которой опускаться нельзя. Конечно, частники могут найти лазейки (оформлять сотрудников на полставки, как совместителей), но государство таким заниматься не станет.
Конечно, частники могут найти лазейки (оформлять сотрудников на полставки, как совместителей), но государство таким заниматься не станет.

От 12130 рублей начинают «плясать» зарплаты бюджетников, и с учётом тарифных ставок в России доходы отдельных категорий (учителей, врачей) будут совсем скромными. Прошло уже почти 30 лет с распада СССР, а потому было бы любопытно узнать, как живут наши соседи.

Почему бы не воспользоваться МРОТ как индикатором для оценки уровня базовых доходов?

В РФ величина в 2020 г. составила около 150-160$. Разумеется, большинство работников получает значительно большую сумму, но есть и те, кто недотягивает до этого уровня. В Эстонии эта же величина за аналогичный период превысила 680$.

В Литве – 750$, в Латвии – более скромные 586$, и даже в обедневшей Украине – 180$! На этом фоне даже не хочется вспоминать про наших заклятых конкурентов: Германию, Великобританию, Францию, где показатель – более 1750 долларов.

Мы можем «похвастаться» лишь превосходством над Казахстаном (114$), Белоруссией и Арменией (по 140$) и беднейшими азиатскими странами экс-СССР.

По подсчётам специалистов, Россия могла бы позволить себе держать минимальную зарплату на уровне минимум 30 тысяч рублей. Отчисления из бюджета при этом вырастут незначительно, зато формально в стране не останется нищих и обездоленных граждан.

Более того, живые деньги должны подстегнуть предпринимательскую активность.

И ведь 30 тысяч – это эквивалент 380 долларам: небольшая сумма, если задуматься. Это интересно! Исследовательский холдинг «Ромир» летом 2020 года провёл опрос и выяснил, какая сумма требуется россиянам для нормальной жизни. В среднем получилось 85,7 тыс.руб.

на семью, но некоторым (4%) было достаточно и 20-30 тыс.руб. в месяц. Скромные мечты у наших соотечественников, не так ли? Итак, МРОТ – важный инструмент перераспределения средств, та величина, которая принята за нижнюю планку при расчёте оплаты труда и социальных выплат.

Пусть теоретики критикуют антирыночность подхода, его влияние на жизнь простого смертного огромно. Государство росчерком пера и относительно небольшим вливанием (в пределах 1-2% ВВП) могло бы полностью искоренить бедность. Но пока не решается. Повышение минимальной оплаты труда до 12792 рублей с 1 января 2021 года – безусловное благо, поскольку миллионы работников получат существенную прибавку к жалованию.

Но увы, этот показатель по-прежнему отстаёт как от соседей, так и от жизненных реалий.

Такой суммы достаточно лишь для удовлетворения биологических потребностей, но не для развития человека. С января 2021 года МРОТ увеличится, а его размер по новой методике составит 12 792 руб.

На 2020 год МРОТ составляет 12 130 руб. До 2020 года МРОТ определятся по данным об инфляции, средней зарплате по стране, по другим макроэкономическим показателям. Начиная с 2020 года порядок определения МРОТ изменился:

  1. МРОТ автоматически приравнивается к показателю прожиточного минимума по России за второй квартал предыдущего года;
  2. официальный показатель МРОТ утверждается федеральным законом.
  3. если прожиточный минимум снизится, будет снижен и размер МРОТ;

Таким образом, информацию для утверждения МРОТ дает Росстат, который рассчитывает прожиточный минимум по стране.

Минимальная зарплата с 01.01.2021 участвует в расчете зарплаты и пособий.

При этом существует два вида минималки: Федеральный по РФ и региональный. Первый обязателен для всех субъектов. А вот второй по желанию может установить любой из регионов, обычно многие так и делают, например, в Москве и Санкт-Петербурге, а также на Севере минимальная зарплата традиционно выше, чем в других областях.

А вот второй по желанию может установить любой из регионов, обычно многие так и делают, например, в Москве и Санкт-Петербурге, а также на Севере минимальная зарплата традиционно выше, чем в других областях.

В местностях, где установлены районный коэффициенты, минимальная зарплата корректируется на эти коэффициенты.

Возможные варианты: Региональный МРОТ равен федеральному Такая ситуация является весьма распространенной для многих регионов. К примеру, в Республике Алтай (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Алтай от 24.04.2018). Региональный МРОТ превышает федеральный Такой размер регионального МРОТ характерен для столичных и некоторых северных регионов.

В Москве, к примеру, МРОТ пересматривается ежеквартально и утверждается отдельным постановлением Правительства г. Москвы в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Рекомендуем прочесть:  Список болезней на инвалидность

С 06.09.2020 столичный размер МРОТ составляет 20 361 руб. (Постановление правительства Москвы от 25.08.2020 № 1351-ПП, Московское трехстороннее соглашение на 2020-2021 годы от 19.09.2018) В субъекте действует несколько видов МРОТ Например, в Брянской области действует два размера регионального МРОТ — для работников бюджетной сферы и для коммерческих компаний (Региональное соглашение о минимальном размере оплаты труда Правительства Брянской области, Федерации профсоюзов и Ассоциации промышленных и коммерческих предприятий (работодателей) Брянской области от 20.12.2019). А в Волгоградской области региональный МРОТ устанавливается отдельно по следующим категориям (п.

1.1 Регионального соглашения о МРОТ в Волгоградской области от 26.06.2019 № РС-71/19):

  1. для работодателей с определенным ОКВЭД.
  2. для внебюджетной сферы;
  3. для государственных и муниципальных учреждений области, НКО, организаций, созданных общественными объединениями инвалидов, для работников в рамках реализации госпрограммы «Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области»;

Узнать конкретный размер регионального МРОТ можно в соответствующем региональном соглашении, которое обычно размещается на сайте Правительства субъекта РФ, на сайтах объединений профсоюзов и работодателей, а также публикуется в официальных печатных изданиях. Размер минимальной оплаты труда определяет ряд значений:

  1. Страховые взносы;
  2. Социальные выплаты трудящимся (пособие по нетрудоспособности, по беременности и родам);
  3. Доход работников предприятий бюджетной и частной сферы;
  4. Декретные деньги (пособие по уходу за ребёнком до достижения им определённого возраста);
  5. Пенсии отдельным категориям получателей (если для расчёта размера используется именно это значение).

Распространённый в интернете миф: МРОТ определяет размер штрафов.

Это не так: в КоАП РФ указаны абсолютные значения, в Налоговом кодексе – проценты от недоимок. Также МРОТ не стоит путать с прожиточным минимумом, который определяется для различных групп населения.

С 1 января в связи с новым МРОТ работодатели должны увеличить зарплату, пособия и другие выплаты: Зарплата. Повышение зарплаты, чтобы сотрудник получал в месяц не ниже нового федерального.

Многие субъекты пересмотрят минимальную зарплату в регионе с учетом нового федерального минимума. Надо внимательно следить за региональными соглашениями.

Если компания не откажется присоединиться к региональному соглашению, то следует ориентироваться на зарплату не ниже региональной (ч. 8 ст. 133.1 ТК). Средний заработок. Средний заработок сотрудника с полной рабочей неделей не может быть ниже федерального 12 792 руб.

(п. 18 Положения, утв. постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922). Поэтому надо сравнить отпускные сотрудника с минималкой, и если они будут ниже, то требуется доплатить разницу. Как посчитать разницу, смотрите на примере.

Пример. Как посчитать отпускные до МРОТ Работник с полным графиком собирается в отпуск в январе 2021 года на 14 календарных дней.

Среднедневной заработок для отпускных — 380 руб. Отпускные исходя из этой суммы — 5320 руб.

(380 руб. × 14 дн.). Среднемесячный заработок равен 11 134 руб.

(380 руб. × 29,3 дн.). Это меньше нового федерального в 12 792 руб., поэтому нужно доначислить отпускные. Отпускные из МРОТ равны 5 596,38 руб. (12 792 руб. : 31 дн. × 14 дн.).

Требуется доначислить работнику еще 276,38 руб.

(5 596,38 – 5320). Больничные и декретные.

Для расчета пособий по болезни и декретных берется средний дневной заработок — 407,4 руб. (12 792 руб. × 24 мес. : 730 дн.).

То есть рассчитываются пособия с учетом нового МОТ тем работникам, у которых в 2020 — 2020 году не было выплат либо средний дневной заработок получился ниже 407,4 руб. Новый минимум учитывается, если сотрудница заболеет или уйдет в декрет в 2021 году. Пособия по уходу за ребенком.

Ориентируйтесь на новый МРОТ, если сотрудница берет отпуск по уходу за первым ребенком в 2021 году. Пособие за месяц для сотрудниц, которые работали полный день, не должно быть ниже 4 956,8 руб. (12 792 руб. × 40%). Если отпуск начался в 2020 году, то пересчитывать минимальные пособия не нужно.

С 01.01.2021 законодатели планируют ввести еще одно новшество — применение минимального почасового размера оплаты труда в сумме 150 руб./час.

для исчисления оплаты труда работника, заключившего срочный трудовой договор на условиях неполного рабочего времени (законопроект № 1021580-7).

Для чего понадобилось нормативно закреплять размер минимального почасового размера оплаты труда? Как следует из пояснительной записки к законопроекту, МРОТ в России ниже, чем в большинстве европейских стран, в том числе таких, как Болгария, Албания и Украина. По оценкам экспертов Международного бюро труда минимальный почасовой уровень оплаты труда должен составлять не менее 3 долл.

В час. К примеру, в Германии, Испании, Словении, Хорватии этот уровень составляет от 18,7 до 5,0 евро.

В России же часовая ставка исходя из МРОТ крайне низка и составляет в 2020 году от 89,85 руб.

в мае до 65, 92 руб. в июле. Разработчики проекта подчеркнули, что в условиях распространения коронавирусной инфекции заключение срочных трудовых договоров стало для работодателей более предпочтительным вариантом оформления трудовых отношений.

А работник в условиях роста безработицы вынужден соглашаться с их кабальными условиями: снижением оплаты до предельно низких допускаемых законом ставок, установлением псевдосокращенного рабочего дня, получением части зарплаты в конверте. При таких условиях страдает не только работник, но и государство — бюджет и социальные фонды недополучают НДФЛ и страховые взносы.

Эти проблемы законодатели планируют решить с помощью введения минимального почасового размера оплаты труда.

Прошло уже почти 30 лет с распада СССР, а потому было бы любопытно узнать, как живут наши соседи. Почему бы не воспользоваться МРОТ как индикатором для оценки уровня базовых доходов? В РФ величина в 2020 г. составила около 150-160$. Разумеется, большинство работников получает значительно большую сумму, но есть и те, кто недотягивает до этого уровня.
Разумеется, большинство работников получает значительно большую сумму, но есть и те, кто недотягивает до этого уровня. В Эстонии эта же величина за аналогичный период превысила 680$.

В Литве – 750$, в Латвии – более скромные 586$, и даже в обедневшей Украине – 180$! На этом фоне даже не хочется вспоминать про наших заклятых конкурентов: Германию, Великобританию, Францию, где показатель – более 1750 долларов. Мы можем «похвастаться» лишь превосходством над Казахстаном (114$), Белоруссией и Арменией (по 140$) и беднейшими азиатскими странами экс-СССР.

По подсчётам специалистов, Россия могла бы позволить себе держать минимальную зарплату на уровне минимум 30 тысяч рублей. Отчисления из бюджета при этом вырастут незначительно, зато формально в стране не останется нищих и обездоленных граждан. Более того, живые деньги должны подстегнуть предпринимательскую активность.

И ведь 30 тысяч – это эквивалент 380 долларам: небольшая сумма, если задуматься.

А если брать в расчет работы по обслуживанию или по ремонту, но которых нет в сборниках, то от чего мне отталкиваться когда определять ФОТ? (Ведь брать в расчет даже того же плотника которого попросили

«отремонтировать турник, а в состав работ пойдет: Окраска, сварка поврежденных мест, замена негодных элементов»

, я просто думал если у меня будут рассчитанные ставки то и легче будет сразу взять и рассчитать работу и потом если понадобиться объяснить и разжувать каждую строчку в моем расчете, что бы ни ко мне ни к нашей УК не осталось вопросов.

А если конкретизировать, то я понял что для расчета работ по текущему ремонту пользоваться ТЕРами (где собственно и взяты среднерыночные цены на строительные, монтажные и.т.д работы) я сейчас имею ввиду ФОТ который там заложен. При этом в организациях, официально участвующих в реализации ОТС (далее – Организации, актуальный реестр Организаций), размеры Тарифных ставок рабочих первого разряда устанавливаются на уровне не ниже ММТС в электроэнергетике, если иное не установлено коллективными договорами организаций.

Рекомендуем прочесть: Налог с продаж квартиры в 2021 году 2. В случае, если размер Тарифной ставки первого разряда Организации во II полугодии 2021 года превышал уровень ММТС в электроэнергетике (7935 рублей) – самостоятельно, с учетом консультаций с социальными партнерами, определить параметры увеличения размера Тарифных ставок первого разряда Организации.

ЕТС использовалась с 1993 по 2008 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2011 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая система оплаты труда, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций.

О том, как она рассчитывается, мы расскажем ниже.

► Так как оплата труда ее принципы и размер являются существенным условием трудового договора, то часовая тарифная ставка также должна найти отражение в соответствующем разделе договора (ст. 57 ТК РФ). Заработная плата, получаемая работником, может состоять только из оплаты отработанных часов или с применением стимулирующей премиальной части. При этом разным категориям ежемесячных выплат свойственна различная природа, компонентный состав, набор оснований для предоставления.

Жилищно-коммунальное хозяйство — вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2021 года N 286/пр

«Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ»

(Полный перечень Организаций по видам экономической деятельности, услугам и работам в ЖКХ приводится в Приложении N 4 и Приложении N 5 к настоящему ОТС). Заявленная сумма в 12 130 руб.

в месяц составит 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2021 года.

Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличится на 7,5 %. Известно, что соответствующий законопроект Госдума уже приняла в третьем, окончательном чтении.

Почему важен МРОТ? По многим причинам.

Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ:

«Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда»

.

Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству.

«Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст.

129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ». Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ.

Трудовая инспекция может оштрафовать его.

Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб. За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени – в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст.

285 ТК РФ). Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени. Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его. У работодателей есть срок 30 дней, в течение которого они могут направить в трудовой орган письменный отказ о присоединении к региональному соглашению о минимальном МРОТ в конкретном субъекте.

Молчание автоматически означает согласие, то есть если они не направляют отказ, то присоединяются к соглашению.

Размер минимальной заработной платы в субъектах РФ: таблица С 1 января 2021 года все сотрудники, которые первый раз в жизни устраиваются на работу, будут получать только электронную трудовую книжку. Остальные должны сделать выбор до конца этого месяца. Можно либо оставить бумажную версию, либо перейти на электронную.
Можно либо оставить бумажную версию, либо перейти на электронную.

— Второе важное изменение коснётся удалённых сотрудников. С 1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, которые регулируют дистанционную работу.

В пандемию появился ряд проблем.

Например, не было механизмов электронного взаимодействия сотрудника и работодателя.

Поправки дают право проводить как постоянный, так и временный (до шести месяцев) перевод на дистанционный труд.

К тому же можно использовать смешанный вариант, — рассказал председатель комиссии по социально-трудовым спорам Московского отделения Ассоциации юристов России Павел Андреев.

Здесь важно отметить, что работодатель в случае чрезвычайных ситуаций получит право переводить сотрудников на удалёнку без их согласия.

Как пояснил эксперт Moscow Digital School Павел Лавренков, это положение распространяется и на эпидемии. Правда, работодатель должен обеспечить сотрудников всем необходимым оборудованием.

Более того, в законе чётко указывается, что перевод на удалённую работу не может быть основанием для понижения зарплаты. Правила увольнения тоже станут понятнее.

Если сотрудник не выходит на связь более двух дней, то работодатель сможет расторгнуть с ним трудовой договор. Как пояснил старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников, по сути увольнять удалённых сотрудников будут так же, как и офисных.

Сейчас расторгнуть договор с дистанционным работником гораздо проще.

По словам юриста, для этого достаточно соблюдения одного или нескольких условий.

Например, у работодателя просто нет достаточного объёма работы для удалёнщика или он решил изменить стратегию развития предприятия. — При этом офисного сотрудника уволить без его желания очень и очень сложно.

Для этого работнику необходимо иметь прогулы, дисциплинарные взыскания. Либо его квалификация не должна соответствовать занимаемой должности, но такое решение может вынести лишь специальная аттестационная комиссия.

Разорвать же отношения с удалёнщиком не составляет труда. Грубо говоря, просто достаточно того, что работодатель не желает продолжать сотрудничество. Законопроект, который должен вступить в силу с 1 января, устраняет эту несправедливость.

Документ особенно актуален в свете того, что не все компании планируют в полном составе вернуться в офисы. Часть сотрудников так и продолжит трудиться дистанционно, — отметил Петр Гусятников.

Также, пояснил юрист, удалёнщик больше не должен будет указывать в договоре адрес своего рабочего места. Предполагается, что он может работать где угодно, лишь бы был результат. — До 31 марта продолжится эксперимент по переходу на электронный документооборот.

Этот механизм уже тестируется в ряде крупных компаний. Кадровые документы переводят в электронный формат. На бумажных носителях они не дублируются.

Если этот эксперимент будет признан удачным, то в новом году будет принят отдельный закон об электронном кадровом документообороте. Соответствующие поправки будут внесены и в ТК, — пояснил Павел Андреев. С 1 января 2021 года на 5,5% планируется увеличить минимальный размер оплаты труда.

Он составит 12 790 рублей. В 2020 году МРОТ был установлен на уровне 12 130 рублей.

— Это означает, что некоторым сотрудникам работодатели должны будут поднять заработную плату на 5,5% с нового года. Тех, кто этого не сделает, ждёт штраф до 50 тыс. рублей. Также с 1 января 2021 года на 5,5% будет увеличен максимальный размер выплаты по больничному листу.

Сейчас он составляет 2301,37 рубля, а с 1 января будет 2434,25.

Это максимальная выплата, которую может получить сотрудник за один день больничного, какой бы высокой ни была его зарплата. Чтобы получить такую сумму, средняя заработная плата работника должна быть на уровне 53 тыс. рублей в месяц, а страховой стаж — более восьми лет, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.

Также со следующего года планируется ввести минимальный почасовой размер оплаты труда. Он составит 150 рублей в час. На данный момент, если считать из обычного МРОТ, почасовая ставка составляет примерно 70 рублей.

Стоит отметить, что документ ещё не принят и находится на рассмотрении в Госдуме.

— Использовать почасовой МРОТ можно будет при выплатах сотрудникам, которые работают по срочным трудовым договорам на условиях неполного рабочего времени.

Если проект утвердят, то применять почасовой МРОТ нужно будет при расчёте зарплаты уже с января 2021 года.

Новый минимум будут индексировать каждый год с учётом инфляции, — уточнила член Ассоциации юристов России Ольга Турунина. Тарифная ставка первого разряда в организации устанавливается нанимателем и подлежит согласованию с профсоюзом.

В случае, если организация является бюджетной либо привлекает государственные дотации, для нее действует данная величина, устанавливаемая на правительственном уровне. Каждой определенной профессии и квалификации в Единой тарифной сетке, являющейся нормативным документом, поставлен в соответствие определенный разряд.

Разряд определяет величину коэффициента, которая в совокупности с тарифной ставкой первого разряда сформирует абсолютное значение размера оклада конкретного работника.

В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Однако аналоги единой тарифной оплаты встречаются в больших коммерческих компаниях и производствах, которые разрабатывают тарифную систему самостоятельно и рассматривают ее как гибкий управленческий механизм, позволяющий оперативно и точно решать кадровые задачи, такие как подбор и расстановка рабочих, аттестация, обучение, развитие и мотивация персонала. ЕТС использовалась с 1993 по 2021 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2021 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая система оплаты труда, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций.

Ее ввело Постановление Правительства РФ № 583 от 05.08.2021.

Однако некоторые организации (иногда даже коммерческие) по-прежнему пользуются тарифными коэффициентами.

Разве что сетка не утверждается на законодательном уровне, а составляется индивидуально внутри компании. Как и минимальная зарплата, это эффективный механизм социальной защиты. Он гарантирует, что работник получит зарплату не ниже установленного ставкой размера.

Тарифную ставку регулирует Министерство труда и соцзащиты Беларуси, корректируя ее величину в соответствие с экономическими реалиями в стране.

Размер зарплаты сотрудников бюджетных организаций в Беларуси рассчитывается по специальной тарифной сетке. В ней четко прописаны ставки и коэффициенты, на основании которых и формируется оклад специалиста.

Важнейшая из них – тарифная ставка 1-го разряда, своего рода базовая величина, устанавливаемая по согласованию с профсоюзами. Именно на ее основе рассчитывается размер зарплаты всех сотрудников, с учетом присвоенного им профессионального разряда.

Эта величина необходима для точного подсчета отработанного времени и определения эквивалентного размера вознаграждения. Исходя из отмеченных особенностей, различают несколько разновидностей данного параметра.

Чтобы установить пропорциональную плату в зависимости от квалификационных характеристик, всех сотрудников разделяют на категории (разряды).

Для большинства профессий, согласно ЕТКС, принято шесть либо восемь таких позиций. Тарифная ставка первого разряда – минимальная и назначается наименее опытным работникам. Чтобы подсчитать размер оплаты для последующих категорий, используются повышающие коэффициенты.

Тарифный разряд определяет, насколько высок опыт и профессионализм сотрудника, и согласно с этим увеличивается сумма вознаграждения. Бюджетные предприятия обязаны использовать только разработанные государством справочники, так как в них применяются узаконенные оклады на примере МРОТ, к которым прибавляются различные надбавки и прочие выплаты.

Любое предприятие, вне зависимости от формы хозяйствования, оплачивает труд своих работников неодинаково, о чем указано в штатном расписании, а вот соотношение объемов окладов сотрудников на предприятии закреплено в тарифной сетке. Таким образом, под тарифной ставкой понимается денежная выплата (в составе зарплаты), которая подлежит начислению сотруднику за выполнение установленных трудовых функций (нормы труда) с учетом определенной квалификации и за определенное время.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Размер МРОТ прописан в Федеральном законе от 19.06.2021 N 82-ФЗ и подлежит ежегодной индексации.

Теперь правительство будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, определять компенсационные и стимулирующие выплаты, а также условия их назначения.

По словам замглавы Минтруда Андрея Пудова, это

«позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах»

. Ожидается, что это приведет к росту зарплат. Кабанова рассказала, что новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.

Зарплаты бюджетников будут складываться из следующих составляющих: основной оклад, премия (назначается индивидуально, не менее 5% от оклада), доплаты «за вредность», за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочные, надбавка за наличие ученой степени и звания, за длительный стаж (от 10% до 30%), другие дополнительные платежи. Долю гарантированных выплат по окладам правительство должно указать в подзаконных актах.

В Минтруде считают, что они должны составлять 50-70% зарплаты.

Во фракции «Единая Россия» заявляли, что оклад должен быть не менее 70%.

Ранее «Российская газета» писала, что кабмин будет также регулировать разницу в окладах между начальниками и подчиненными.

Едиными станут размеры выплат компенсационного характера и их перечень.

К ним относятся компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы. Кроме того, кабмин установит размер надбавок за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну. По данным издания, поправки дают право президенту продлить период пребывания в должности руководителей государственных (муниципальных) научных и высших учебных заведений.

Сейчас Трудовой кодекс предусматривает для них ограничение по возрасту — до 70 лет, а также по срокам — не более трех сроков подряд (каждый из них не более пяти лет). 1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы. 2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. 3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются: а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583

«О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»

.

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом: а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2020 г. N 17-П и от 16 декабря 2020 г.

N 40-П; в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета; ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя; з) настоящих рекомендаций; и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. 11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2020 г.

N 17-П и от 16 декабря 2020 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. 12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета. Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).