На основании какого закона государство не обязан поставлять лекарствами насилению

Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ


О государственной социальной помощи Принят Государственной Думой 25 июня 1999 годаОдобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

(В редакции Федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 29.12.2015 № 388-ФЗ)(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ) Глава 1. Общие положения (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) Статья 1. Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)набор социальных услуг — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии; (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 29.12.2020 № 473-ФЗ)социальный контракт — соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 258-ФЗ)программа социальной адаптации — разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 258-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 358-ФЗ)трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.11.2015 № 358-ФЗ) Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи Государственная социальная помощь оказывается в целях:поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;адресного использования бюджетных средств; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)снижения уровня социального неравенства; (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)повышения доходов населения. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) Статья 4.

Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся:принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) Статья 41.

Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 62 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: (В редакции Федеральных законов от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ)3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. (В редакции Федеральных законов от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)2.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.3.

Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из: (В редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ)1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; (В редакции Федеральных законов от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно Правительством Российской Федерации.

(В редакции Федеральных законов от 22.12.2008 № 269-ФЗ; от 25.12.2009 № 341-ФЗ; от 08.12.2010 № 345-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 20.12.2017 № 407-ФЗ)4.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.5. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.6. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.7.
В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.7.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения: (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий;2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;3) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;31) утверждает в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; (Пункт введен — Федеральный закон от 24.04.2020 № 147-ФЗ)4) устанавливает целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

(В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ)9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи;2) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)10.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, Счетной палатой Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)(Статья введена — Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ) Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи 1.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. (В редакции Федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 25.12.2012 № 258-ФЗ)2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

(В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 258-ФЗ)3.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

(Часть введена — Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)(Статья в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) Статья 51. Обеспечение размещения информации об оказании государственной социальной помощи Информация об оказании государственной социальной помощи размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с главой 21 настоящего Федерального закона.

(Статья введена — Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ) Статья 52. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах 1.

Гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации;3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.2. Порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений с

Льготные лекарства и как их получить

Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц.

Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2020 году.

На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.Какие лекарства считаются льготными?Правительство РФ ежегодно составляет список льготных лекарств —

«Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения»

. на 2020 год. Бесплатно или со скидкой можно получать препараты только из этого списка и только людям льготных категорий.Кто имеет право на льготные лекарства?Льготными категориями считаются:

  1. Люди с некоторыми заболеваниями или состояниями. В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.
  2. Федеральные льготники — получатели набора социальных услуг, не выбравшие получение лекарств в денежном эквиваленте, а также герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей, и герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно.

категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатных лекарств, содержится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.Льготы есть только на лекарства или на что‑то еще?Льготы касаются не только лекарств.

Например, для детей с редкими заболеваниями помимо лекарств доступны продукты лечебного питания.Как человек может получить эти льготы?Лекарство можно получить только по рецепту врача. Обращаться нужно в те медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты.Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются только из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них.Как сейчас сфера льготного обеспечения лекарствами регулируется законодательно?Обеспечение россиян лекарственными препаратами осуществляется в рамках реализации следующих социальных гарантий:

  1. Обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с Федеральным законом .
  2. Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом «О государственной социальной помощи».
  3. Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
  4. Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом .
  5. Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
  6. Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом .

Перечень категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федбюджета, определен Федеральным законом №178-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития России .Федеральным законом от 13 июля 2020 года предусмотрено создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федбюджета и бюджетов субъектов РФ.С 2021 года все льготники независимо от уровня льготы будут получать льготные лекарства в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.Над чем ГД работает сейчас в этом направлении, какие планы по совершенствованию льготного лекарственного обеспечения?«Экспертный совет Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям ведет работу по совершенствованию механизма обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности», — сообщил Председатель Комитета .

Он отметил, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготных категорий, будут и в дальнейшем прорабатываться в рамках функционирования межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств.Также продолжится работа над , направленного на совершенствование правового регулирования оборота лекарственных средств и создание условий комплексного и стабильного обеспечения граждан России лекарственными препаратами.Что делать, если в аптеке говорят, что льготного лекарства нет?В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития

«Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»

, аптечная организация организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.Если за то время, когда препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно.Если вам отказали в выписке рецепта или выдаче лекарства по нему, вы вправе также обратиться в либо в суд.

Копировать ссылку

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 17 июля 1999 г.

N 178-ФЗ»О государственной социальной помощи» 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 8 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 28 июля, 25 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 1 июля, 20, 28 декабря 2017 г., 7 марта, 3 октября, 27 декабря 2018 г., 1 апреля, 1 октября, 2, 27 декабря 2020 г., 1 марта, 24 апреля, 13 июля, 22, 29 декабря 2020 г., 30 апреля, 26 мая 2021 г. Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года См.

комментарии к настоящему Федеральному закону от 29 декабря 2015 г.

N 388-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, с 1 января 2018 г. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Абзац второй с 1 января 2018 г.

См. текст См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 17 июля 1999 года N 178-ФЗ Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством РФ.

Под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, и адресного и рационального использования бюджетных средств.

Определены источники оказания государственной социальной помощи и полномочия РФ в этой области. Закреплен порядок назначения государственной социальной помощи. Определены основания отказа в назначении и прекращения оказания государственной социальной помощи.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ». Федеральный закон от 17 июля 1999 г.

N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Величина прожиточного минимума установлена Правительства РФ от 31 мая 2000 г.

N 421, по истечении 7 дней после дня его Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1999 г. N 142, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3699 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

N 153-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 30 апреля 2021 г. N 134-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 мая 2021 г. от 29 декабря 2020 г. N 478-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

от 22 декабря 2020 г. N 431-ФЗ Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г. от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г. от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г. от 27 декабря 2020 г. N 461-ФЗ Изменения вступают в силу с 28 декабря 2020 г., за исключением , с 1 декабря 2020 г.; , с 1 июля 2021 г.; , с 1 января 2022 г.
от 27 декабря 2020 г. N 461-ФЗ Изменения вступают в силу с 28 декабря 2020 г., за исключением , с 1 декабря 2020 г.; , с 1 июля 2021 г.; , с 1 января 2022 г.

от 2 декабря 2020 г. N 412-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г. от 1 октября 2020 г. N 328-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г. от 1 апреля 2020 г. N 49-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

и на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г. от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ Изменения с 1 января 2020 г.

от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г. от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

от 20 декабря 2017 г. N 407-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г. от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 19 декабря 2016 г.

N 454-ФЗ Изменения с 1 января 2017 г.

от 19 декабря 2016 г. N 453-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 декабря 2015 г.

N 388-ФЗ Изменения с 1 января 2018 г.

от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ Изменения с 1 января 2014 г. от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июля 2013 г.

от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июля 2013 г.

N 185-ФЗ Изменения с 1 сентября 2013 г. от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 7 мая 2013 г.

N 99-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 28 июля 2012 г.

N 133-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона, за исключением положений, для которых названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ Изменения с 1 июля 2011 г. от 8 декабря 2010 г. N 345-ФЗ Изменения c 1 января 2011 г.

от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2009 г.

N 341-ФЗ) Изменения с 1 января 2010 г. от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона и на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г. от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ Изменения с 1 января 2009 г., за исключением настоящего Федерального закона, которая с 1 апреля 2009 г.

от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона и на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г. от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ Изменения с 1 апреля 2008 г.

от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона, за исключением , которая с 1 января 2008 г., и , с 1 января 2009 г. от 25 ноября 2006 г. N 195-ФЗ Изменения с 1 января 2007 г. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 г.

N 199-ФЗ) Изменения с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Все о бесплатных и льготных лекарствах: кому положены и как их получить

7 февраля 20202,7 тыс.

прочитали3 мин.5,3 тыс. просмотров публикацииУникальные посетители страницы2,7 тыс. прочитали до концаЭто 52% от открывших публикацию3 минуты — среднее время чтенияПриобретение лекарственных средств – это существенная статья расходов даже для обеспеченных граждан, не говоря уже о малообеспеченных группах населения. При этом необходимо знать, что существуют государственные программы, на основании которых можно получить медикаменты бесплатно или с 50% скидкой.

О том, кому они положены и в каком порядке предоставляются, в «Полиграф.Медиа».Возможность предоставления гражданам бесплатных лекарств предусмотрена Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В ст. 6.2 закреплен набор социальных услуг для льготников. В него входят:Более подробно категории льготников и перечень полагаемых им лекарственных средств и изделий медицинского назначения представлены в Постановлении Правительства РФ №890 от 30.07.1994 г.Списки бесплатных медикаментов пересматриваются и утверждаются ежегодно.Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года №2738-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) – льготных лекарств для медицинского применения на 2020 год.На территории нашей области действует приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 25.03.2014 N 629

«Об утверждении Порядка организации бесплатного лекарственного обеспечения граждан за счет средств бюджета Воронежской области»

.Их перечень представлен в Приложении №1 к Постановлению №890. В него входят следующие категории граждан:Право на бесплатные лекарства также имеют лица, не относящиеся ни к одной из перечисленных категорий, в случае наличия у них тяжелых заболеваний из следующих категорий:

  1. ДЦП;
  2. туберкулез;
  3. инфаркт миокарда (только на протяжении первых 6 месяцев);
  4. рассеянный склероз;
  5. диабет;
  6. ВИЧ-инфекция;
  7. бронхиальная астма;
  8. системные хронические тяжелые заболевания кожи;
  9. период восстановления после пересадки внутренних органов;
  10. психические заболевания и др.
  11. онкология;

Согласно приложению №2 к Постановлению №890 ее могут получить:Льготы могут дополнительно предоставляться властями субъектов РФ: многодетным семьям, ветеранам труда, беременным женщинам, малоимущим и безработным гражданам.Отличие между федеральными и региональными льготниками – это источник финансирования.

Кроме того, перечень федеральных льготников закреплен в федеральном законодательстве и меняется крайне редко. Регионы вправе вносить изменения в списки лекарственных льготников по своему усмотрению.Списки бесплатных медикаментов утверждаются ежегодно.

С ними можно ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения РФ в разделе, посвященном Департаменту лекарственного обеспечения.

Так, Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года №2738-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2020 год.В настоящее время там представлены следующие основные группы:

  1. Право на получение региональной льготы оформляется непосредственно в поликлинике при предъявлении вышеуказанных документов.
  2. После проверки достоверности поданных данных ПФР выдаст справку, подтверждающую право на получение бесплатных лекарств. С данной справкой человеку необходимо ежемесячно приходить в поликлинику по месту жительства для получения льготных рецептов на лекарства либо изделия медицинского назначения.
  3. Выяснить у своего лечащего врача в поликлинике, к какой категории льготников вы относитесь.
  4. Если вы обладаете правом на федеральную льготу, нужно будет обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ. А там написать заявление по образцу и приложить паспорт (или свидетельство о рождении), СНИЛС и документы, подтверждающие право на получение льготы (в качестве подтверждающих документов может выступать справка об инвалидности, удостоверение ветерана боевых действий, медицинские документы, доказывающие наличие тяжелого заболевания (для онкобольных, диабетиков и др.), а также иные документы, по которым человека можно отнести к одной из льготных категорий).
  1. Ограничений на количество или стоимость выдаваемых бесплатно лекарственных средств законодательно не предусмотрено. Их количество и дозы определяются врачом на основании диагноза пациента.
  2. Рецепт оформляется в поликлинике.

    Для этого лечащему врачу необходимо предоставить полученную в ПФ РФ справку, подтверждающую право на льготу (для федеральных льготников).

    Рецепты выписываются на бланках формы N 148-1/у-04(л) (в ручном режиме выписки) и формы N 148-1/у-06(л) (в автоматизированном режиме выписки). В них вносят данные о страховом номере индивидуального лицевого счета гражданина в ПФР (СНИЛС) (при наличии) и номер страхового полиса.

  3. На рецепте обязательно должны стоять печати медицинского учреждения и врача, а также указывается срок действия, в течение которого нужно успеть получить лекарства. С ним и следует отправляться в специальную аптеку.

    Помимо рецепта, фармацевту предъявляют паспорт и медицинскую выписку, подтверждающую диагноз.

  4. Если в аптеке не окажется нужных препаратов или их аналогов, вам обязаны их заказать и предоставить в 10-дневный срок. Врач, в свою очередь, должен продлить срок действия рецепта. А если документ был утерян, его обязаны выписать повторно.

    При этом в амбулаторной карте пациента делается пометка, а в аптеку направляется уведомление об утере.

Врач имеет право отказать оформить льготный рецепт только в случае непредставления необходимых документов.

Отказ по причине отсутствия лекарств или по каким-либо иным причинам является необоснованным. В такой ситуации следует обратиться к главврачу соответствующего медучреждения.В случае неправомерного отказа гражданин, имеющий право на льготу, может направить жалобу с указанием конкретной ситуации:

  1. В Росздравнадзор.
  2. В Департамент здравоохранения Воронежской области по адресу: 394006 г.Воронеж, ул. Красноармейская д. 52д.
  3. В суд.

Следует иметь ввиду, что в случае отказа в выдаче бесплатного лекарства, гражданин имеет право пробрести его за свои средства и в дальнейшем получить компенсацию.Для этого следует зафиксировать факт отказа выдачи бесплатных лекарств. Необходимо написать заявление на выдачу в произвольной форме, на котором лицо, ответственное за выдачу лекарств, поставит отметку об их отсутствии.

После этого можно приобрести лекарства за собственные деньги, при этом сохранив чеки.Далее следует написать заявление в департамент здравоохранения с просьбой компенсировать затраты.

В случае отказа можно подавать в суд.Подводя итог, отметим, что цены на лекарства в последние годы растут. При этом многие люди даже не подозревают о наличии у них льгот в виде возможности получения бесплатных медикаментов (или медикаментов со скидкой 50%) от государства. Врачи не всегда информируют пациентов об их правах, поэтому всегда надежней выяснить данный вопрос самостоятельно.

Статья 6.1. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание.О предоставлении социальной помощи в виде набора социальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя, см. ФЗ от 22.12.2014 .В соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:1) инвалиды войны;2) участники Великой Отечественной войны;3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в — Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред.

29.12.2004))(см. текст в предыдущей редакции)4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;(в ред. Федерального от 22.12.2020 N 431-ФЗ)(см.