Наказание водителя на предприятии по результатам дтп

Проведение служебного расследования при ДТП: цели и порядок + образец положения о проведении служебного расследования ДТП на предприятии


» » Обновлено: 18.01.2021|, , Как правильно составить акт дтп? Служебное расследование (проверка) – это достаточно серьезная процедура, и мелкие нарушения не становятся его целью. А вот факт нанесения серьезного ущерба, либо использования в корыстных целях служебных полномочий – основание весомое. К слову, данное понятие не закреплено законодательно, оно является частью дисциплинарного производства и регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и нормативными актами организации.

Какие цели преследует данная процедура и как она осуществляется в организации, расскажем в этой статье. А также можно скачать на предприятии и акт.

В этой статье: ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований. Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им ДТП.

Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток. В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток. Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями.

Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП. Все действия проводятся для точного установления обстоятельств, причин, условий происшествия, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.

Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.

В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников). Для осуществления процедуры проверки обстоятельств аварии, руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия. Установлению подлежат следующие обстоятельства:

  • Марка, модель транспортного средства.
  • Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.
  • Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
  • Количество пострадавших.
  • Тип груза.
  • Дорожные условия.
  • Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
  • Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
  • Организация, в ведомости которой дорога находится.
  • Материальный ущерб.
  • Дата, место, точное время.
  • Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
  • Пассажировместимость и фактическая загрузка.
  • Погодные условия, освещенность и видимость.

Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти, отражающих все выявленные обстоятельства, разделов.

К документу прилагаются:

  1. расчет нанесенного ущерба.
  2. списки (если таковые лица имеются) пострадавших;
  3. акты проверки состояния транспортного средства;
  4. схема и снимки места происшествия;
  5. объяснительные участников ДТП;

Кроме того, по факту ДТП проводится разбор в ГИБДД. Выяснение причин ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время.

Оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников. Документы по теме статьи: Автор: Татьяна Викторовна Косых, источник . Обязательно поделитесь с друзьями!

Об автореТатьяна Викторовна КосыхАдвокат. Сопровождает проект avt-yurist.ru, эксперт в области уголовного, административного и гражданского права.

Реестровый номер № 50/8948 Адвокатской палаты Московской области.

Более 12 летний опыт работы в судах. Специализируется на сложных вопросах, связанных с ДТП, а также возмещением вреда здоровью и материального ущерба.Avt-yurist.ru Похожие сообщения Популярные сообщения Поиск.

Новости законодательства Водителю на заметку Горячая линия —> Автоюрист в Москве 8 (499) 350-84-16 Автоюрист в Санкт-Петербурге 8 (812) 309-76-23 Федеральный номер 8 (800) 555-93-08 Консультация бесплатно!

Юридическая защита прав автовладельцев Информация ©2014—2021 Авто-Юрист Копирование материалов сайта без активной ссылки запрещено Задать вопрос эксперту Спасибо! В ближайшее время мы опубликуем информацию.

Adblockdetector

Ответственность работника за ущерб причиненный ДТП. Виды ответственности и особенности применения.

Бесплатная горячая линия Юридическая консультация по телефонам ниже с 9.00 до 21.00

  1. Москва и область
  2. По России бесплатно
  3. Санкт-Петербург и область

.или спросите юриста напрямую!

Введите пожалуйста ваш вопрос! Совершение ДТП – не редкость. Но как быть, если в результате аварии был нанесен ущерб третьим лицам и при этом ДТП имело место быть на служебном автомобиле? Для начала необходимо изучить все обстоятельства происшедшего и воспользоваться материалом, предложенным в статье.

Для начала необходимо изучить все обстоятельства происшедшего и воспользоваться материалом, предложенным в статье. При этом от работника должно быть истребовано объяснение в письменной форме. В случае его отказа составлять документ, об этом должен быть написан акт.

Содержание статьи ○ ○ ✔ ✔ ✔ ✔ ○ ○ ○ ✔ ✔ После того, как произошло ДТП и были оформлены все необходимые бумаги, возникает закономерный вопрос: кто будет оплачивать ущерб от аварии? Если речь идет об ущербе третьим лицам по вине работника компании в результате ДТП, то ответчиком по делу всегда будет организация-работодатель.

Например, речь идет о ситуации, когда автомобиль был застрахован по ОСАГО, но выплаты не покрыли всю сумму ущерба и потерпевший подал в суд. Безусловно, водитель – работник будет участвовать в судебных заседаниях, но только в качестве третьего лица.

Далее работодатель должен выяснить все обстоятельства дела и для этого, согласно положениям ст. 247 ТК РФ, необходимо создать комиссию по расследованию данного случая на предприятии.

После того, как была выяснена сумма ущерба, комиссия составляет акт и представляет его для ознакомления работодателю. Не позже месяца с момента подписания акта у руководителя предприятия имеется возможность взыскать ущерб с работника, если он не превышает среднемесячный заработок последнего.

В случае пропуска данного срока, выплаты может назначить только суд.

В судебный орган следует обращаться и в том случае, если сумма ущерба превышает среднемесячный заработок. Законодатель дает на это ровно 1 год с момента, когда работодателю стали известны обстоятельства причинения ущерба.

Однако работник может изъявить желание выплатить сумму ущерба, равно как и предложить заменить вещи на аналогичную, или произвести ремонт.

Обращаем ваше внимание на то, что возмещение ущерба будет производиться вне зависимости от того, был ли он привлечен к какой-либо ответственности (уголовная, административная и т.д.).

Для того, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо выяснить, имели ли место быть следующие составляющие:

  1. Причинно-следственная связь между действиями гражданина и ущербом.
  2. Вина служащего.
  3. Последствия его проступка.

При отсутствии этих 3 компонентов, привлечение к ответственности будет незаконным.

Согласно ст. 192 ТК РФ, работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая выражается в следующих формах:

  1. Увольнение.
  2. Замечание.
  3. Выговор.

Напоминаем, что лишение премии законодатель к разновидностям дисциплинарных наказаний не относит. Для того, чтобы этот вид ответственности мог быть применен к работнику, представителю работодателя необходимо доказать, что он ненадлежащим образом выполнил свои обязанности, нарушил требования локальных актов организации и т.д.

Иными словами, работник, во-первых, должен быть ознакомлен со всеми документами, нарушение положений которых ему вменяется. Во-вторых, должно быть проведено соответствующее расследование, по результатам которого составляется акт.

Несмотря на то, что работник несет ответственность перед работодателем за то, что он причинил вред его имуществу, совершение дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) само по себе не может повлечь наступления полной материальной ответственности служащего.

Ст. 242 ТК РФ уточняет, что материальная ответственность в полном объеме может иметь место быть только в случаях, которые установлены законодателем. Обратимся к ст. 243, которая такие случаи перечисляет:

  1. Совершение преступных действий, которые были установлены в приговоре суда.
  2. Совершение работником административного проступка.
  3. Нанесение вреда имуществу работодателя при нахождении в состоянии опьянения (токсического, алкогольного и т.д.).
  4. Умышленное причинение ущерба.

Ну и, конечно же, в том случае, если между работником и работодателем заключен договор (соглашение) о полной материальной ответственности.

Данное соглашение можно подписывать только с теми категориями сотрудников, которые указаны в постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85

«Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»

.

В противном случае документ не будет иметь правовых последствий. При это материальная ответственность в полном объеме будет распространяться только на груз или иные вверенные ценности работнику.

На автомобиль, который пострадал в результат аварии ее действие не распространяется (ст. 243 ТК РФ). В остальных случаях пределы материальной ответственности ограничиваются средним месячным заработком гражданина. Гражданско-правовая ответственность имеет место быть только в том случае, если между водителем, виновным в ДТП и руководителем организации, которой принадлежит автомобиль, был заключен гражданско-правовой договор.

Гражданско-правовая ответственность имеет место быть только в том случае, если между водителем, виновным в ДТП и руководителем организации, которой принадлежит автомобиль, был заключен гражданско-правовой договор. В иных случаях работника к гражданско-правовой ответственности привлечь нельзя.

Даже если возникает ситуация, когда пострадавший от ДТП подает в суд на возмещение ему ущерба, ответчиком по делу будет работодатель. И уже впоследствии он сможет взыскать с работника ущерб, но в другом судебном разбирательстве ли в добровольном порядке. Если в результате совершения ДТП уполномоченными органами было выяснено, что работник, например, находился в состоянии алкогольного опьянения, управляя при этом автомобилем или обнаружен иной состав административного правонарушения или уголовного преступления, то гражданин будет привлечен к одному из видов ответственности.

Для этого необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Должен быть акт уполномоченного органа.
  2. Отсутствуют обстоятельства, которые исключают ответственность.

Материальная и административная/уголовная ответственность связаны между собой.

Речь идет о том, что при установлении факта привлечение работника к одному из последних видов ответственности, «автоматически» он должен полностью выплатить ущерб, нанесенный работодателю; то есть ограниченная материальная ответственность переходит в полную. Если работник все еще трудится на предприятии, но, по результатам проведенной проверки был выяснен размер ущерба, то события могут развиваться по одному из следующих сценариев:

  • Сумма ущерба не больше среднемесячного оклада и работодатель издал приказ о привлечении служащего к материальной ответственности не позже месяца, когда был составлен акт комиссии. В этом случае удержание производится из зарплаты работника.
  • Сумма ущерба больше среднемесячного оклада и работодатель готовит документы для судебного иска.
  • Сумма ущерба равна или меньше среднемесячного оклада, но работодатель пропустил все сроки и вынужден обратиться в суд.

Второй и третий случай аналогичны по порядку выплаты ущерба.

После того, как решение суда о возмещении ущерба вступит в законную силу, истцу – работодателю выдается исполнительный лист, с которым ему необходимо посетить службу судебных приставов.

После этого возбуждается исполнительное производство и приставы взыскивают ущерб с гражданина. Это может быть осуществлено посредством изъятия и последующей продажи имущества, принадлежащего виновному или вычетами из заработной платы. Работника никто не может заставить трудиться на предприятии, даже если он не выплатил всю сумму причиненного ущерба.

Но и паниковать работодателю тоже не стоит, так как у него на руках имеется исполнительный лист. Взыскания как продолжали осуществляться, так и будут продолжаться из зарплаты на новом месте службы.

Однако имеются недобросовестные граждане, которые не устраиваются работать официально и скрывают свой доход. В этом случае рекомендуем руководителю организации «держать руку на пульсе» и отслеживать перемещения бывшего работника с целью предоставления информации судебным приставам, если переводы денег прекратятся.

Вне зависимости от того, прекращён ли трудовой договор с виновным сотрудником на момент вынесения решения суда или после возбуждения исполнительного производства, если ДТП было совершено в то время, когда он трудился у работодателя, он будет обязан возместить нанесенный ущерб. Может, но только в судебном порядке.

На это ему дается 1 год с момента обнаружения ущерба и установления вины работника. Вне зависимости от суммы ущерба, решить этот вопрос может только суд.

Если у работодателя имеется на руках исполнительный лист, то взыскание будет продолжаться в том же порядке, который существовал в момент службы у работодателя.

Уволить за сам факт совершения ДТП, даже если был нанесен ущерб работодателю не могут.

Однако если созданная работодателем комиссия найдет основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением позеленим должностных обязанностей, то уволить гражданина могут, т.к.

ст. 192 ТК РФ предусматривает одним из видов дисциплинарных наказаний увольнение. Второй случай, когда увольнение вполне реально – вынесение в отношении работника приговора суда или составление постановления о привлечении к административной ответственности, если в его трудовом контракте было предусмотрено, что имеются подобного рода основания для увольнения (например, речь может идти о государственных гражданских служащих).

Второй случай, когда увольнение вполне реально – вынесение в отношении работника приговора суда или составление постановления о привлечении к административной ответственности, если в его трудовом контракте было предусмотрено, что имеются подобного рода основания для увольнения (например, речь может идти о государственных гражданских служащих). Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Служебное расследование ДТП на предприятии

Служебный транспорт не застрахован от дорожных аварий.

В случае ДТП, помимо процедур следственных органов, дорожной полиции, требуется проведение служебного расследования представителями от организации.

Они собирают информацию по происшествию, анализируют ее, составляют отчетную документацию, комплекс мер по предотвращению причин произошедшего.Расследование дорожной аварии – действия сотрудников ГИБДД, следственной системы по нахождению причины и обстоятельств происшествия, поиску виновных лиц, определению ответственности каждого участника ДТП.

Если же в нем было задействовано служебное транспортное средство, требуется дополнительное расследование. Его проводит своими силами владелец ТС – предприятие, ИП, организация.Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.Служебное расследование ДТП – анализ обстоятельств, при которых служебный автомобиль попал в ДТП, мероприятия, направленные на их предотвращение.Во время служебного расследования дорожной аварии на предприятии выявляется следующее:

  • Последствия аварии.
  • Обстоятельства, при которых случилось ДТП.
  • Определение нарушений локальных актов, правил и нормативов организации.
  • Работники, имеющие отношение к происшествию, их предварительная вина.
  • Причины произошедшего: внешние и внутренние факторы.
  • Недочеты, ошибки в работе компании, ставшие причинами аварии.

Расследование обязательно по ФЗ №196 (шестой абзац, ): ИП и юридические лица должны анализировать обстоятельства и устранять причины ДТП с участием их машин.

Это касается не только автотранспортных компаний, пассажирских перевозчиков, а всех организаций и предприятий, имеющих служебные ТС.Порядки расследований дорожных аварий различаются в зависимости от размера нанесенного вреда после происшествия.

Степень тяжести определяется наличием граждан-потерпевших, ущерба, нанесенного имуществу, жизни и здоровью людей:

  • Есть погибшие. Расследование в соответствии с УК РФ. Кодексом определяются правила проведения следственных мероприятий (в зависимости от обстоятельств аварии) и сроки расследования.
  • Пострадали пешеходы, водители, пассажиры. Инспектор ГИБДД вызывает на место ДТП судмедэксперта. Специалист осматривает пострадавших, определяется со степенью вреда их здоровью. Ответственность виновного в аварии наступает только после вынесения судмедэкспертом соответствующего решения. В продолжение 10 дней его возможно обжаловать.
  • Пострадали только ТС. Расследование осуществляется сотрудником ГИБДД. Он правомочен на месте выявить виновное лицо, составить протокол и привлечь гражданина к ответственности по КоАП. Если наблюдается спорная ситуация (сильные повреждения авто), назначается экспертное расследование.

В сказано, что проведение служебного расследования ДТП обязательно во всех упомянутых случаях, вне зависимости от тяжести наступивших последствий, наличия и количества пострадавших граждан, размера ущерба.Мероприятия по расследованию причин дорожной аварии со служебным ТС, производимые предприятием должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов:

  • Необходимость анализа ДТП, установление его причин представителями от предприятия: (1995).
  • Правила учета, обязательность расследования вне зависимости от виновных, места аварии: Постановление Правительства РФ (1995).
  • Цели расследования и учет аварий с участием служебных авто: Приказ Министерства автотранспорта РСФСР (1970). Несмотря на срок давности, он актуален и обязателен к исполнению.
  • Порядок проведения расследования предприятием: Приказ Минавтотранса РСФСР . Акт утверждает Положение о проведении данного мероприятия.

    В нем подробно изложена методика расследования дорожного происшествия со служебным авто.

По каждому ДТП руководитель организации издает приказ, где указано кто, в какие сроки, что именно должен выяснить и проанализировать.

Нормативным локальным актом, регулирующим это мероприятие, выступает Положение, утвержденное . Документ разделен на смысловые блоки:

  • Алгоритмы составления Актов служебного расследования.
  • Инструкция действий для сотрудника, попавшего в ДТП, его начальника, руководителя предприятия.
  • Работники, ответственные за ход мероприятия.
  • Действия представителей организации на месте аварии.
  • Определение служебного расследования ДТП, его цели, документальное сопровождение.
  • Донесение результатов расследования, разработанных на их основе мер до трудящихся.

Правила учета ДТП, вводимые Постановлением Правительства , едины и обязательны для всех организаций.

Как и форма учета, утвержденная Приказом Минтранса (1996). Где бы не случилась авария со служебным транспортом, о случившимся сообщают в ГИБДД по месту нахождения организации или ее филиала.Данные о дорожных происшествиях должны ежемесячно сверятся предприятием со сводкой Госавтоинспекции. Это законно проверяется надзорными структурами.Служебное расследование ДТП проводится силами комиссии, созданной по приказу руководителя организации.

Стандартно в нее входят три лица – председатель и два члена комиссии. Во главе – руководитель предприятия или его зам.
В комиссию обязательно должен входить специалист, ответственный за охрану и безопасность труда на предприятии.

Другими членами группы могут назначить сотрудников кадрового отдела, бухгалтерии, работников по технической части. Привлекаются сторонние специалисты к служебному расследованию ДТП, если причина происшествия – неудовлетворительное состояние дорожного полотна, речной переправы, железной дороги, их несоответствие действующим требованиям.

В этом случае приглашаются представители коммунальных служб, дорожных организаций, в ведении которых находится участок трассы, где произошло ДТП.Расследование проходит в тесном взаимодействии с дознавательными, следственными органами, ГИБДД, технической инспекцией профсоюза. Запрещено включать в состав комиссии по служебному расследованию аварии непосредственного руководителя сотрудника, попавшего в ДТП.

Его мнение может быть не объективным.Назначенные ответственные лица обязаны предпринять следующее:

  • С разрешения следователей и дознавателей ознакомиться с составленными протоколами, проверить документы своего водителя – ВУ, технический паспорт, маршрутный лист, сопроводительную документацию на груз.
  • Осмотреть место ДТП, зафиксировать, сфотографировать все важные для расследования детали.
  • Выявить лиц, прямо или косвенно виновных в случившемся.
  • Если шофер был за рулем нетрезвым, дополнительно выяснить, кто проверял его перед выходом на рейс, когда он употребил спиртное, при каких обстоятельствах, не связано ли это с использованием авто в личных целях.
  • Выяснить обстоятельства случившегося, нарушения со стороны водителя, возможные последствия аварии.
  • Оценить соответствие действий своего водителя ПДД, влияние погодных условий, связь между случившимся и упущениями в работе организации.
  • Выяснить личность своего работника, стаж, год присвоения квалификации. Установить состояние водителя (согласно врачебному заключению), час работы, в который он попал в ДТП, цель поездки.
  • Дополнительно комиссия анализирует: контроль за работой водителей на линии, оформлением путевых листов, режим труда и отдыха шоферов, меры по поиску ТС, не прибывшего в положенное время в гараж. Уделяется внимание организованному на предприятии обучению водителей, системам штрафов за нарушение ПДД, обследованию дорожного полотна служебных маршрутов, нормированию допустимых скоростей, медосмотру водителей и техосмотру авто перед рейсом.
  • Определить вид ДТП, погодные условия, при которых произошла авария, видимость на трассе, состояние дорожного полотна.
  • Установить дату, время, точное место аварии, номера транспортных средств участников, количество пострадавших, тяжесть их состояния. Проверяется (при возможности) техническое состояние служебного транспорта, степень и характер его повреждений, цель поездки.

Все вышесказанное проводится в несколько этапов.Служебное расследование ДТП начинается уже на месте аварии.

Руководитель предприятия, узнав о случившемся, обязан делегировать своего представителя – инспектора по БДД (Инженера по безопасности дорожного движения) в организации.

Если есть необходимость, он собирает комиссию из состава работников для помощи пострадавшим, доставки их в медицинские организации, фиксации последствий происшествия, поиска его свидетелей.

На первом этапе служебного расследования ДТП требуется собрать как можно больше данных о происшествии.

Информация вносится в документы установленной формы, бланки которых разрабатываются ранее. Допустимо использовать образцы официальной документации правоохранительных органов для характеристики мест происшествий.Участники комиссии осматривают место аварии, опрашивают свидетелей, пострадавших, сотрудников ГИБДД (при согласии).

Задача – собрать как можно больше информации для анализа:

  • Обстановка на трассе.
  • Психическое и физиологическое состояние шофера (только врачебное заключение).
  • Данные по ТС-участникам происшествия (обязательны госномера).
  • Точное время и дата ДТП.
  • Характеристика места происшествия (необходимы фото-, видеоприложения).
  • Классификация дорожного происшествия.
  • Погодные условия.
  • Цель, вид маршрута работника.
  • Информация о состоянии сотрудника предприятия и (по возможности) других участников происшествия.
  • Число пострадавших, вред, нанесенный здоровью каждого.
  • Рабочий час в графике сотрудника, в который он попал в ДТП.

При сборе данных фотосъемке и видеофайлам уделяется особое внимание. Нужны материалы высокой четкости, позволяющие безошибочно распознать:

  1. ценные обстоятельства происшествия: неработающий светофор, повреждения дорожного полотна, стертая разметка, отсутствие знаков.
  2. локацию ДТП, ее характерные особенности;
  3. местонахождение служебного автосредства после аварии;
  4. государственные номера машин, попавших в аварию;
  5. важные вещественные доказательства случившегося;
  6. повреждения служебного автомобиля и других пострадавших ТС;

Все собранные сведения в результате служебного расследования ДТП письменно фиксируются и, при необходимости, заверяются инспектором ГИБДД.

Участники комиссии внимательно изучают документы водителя предприятия: путевой лист, техпаспорт ТС, права, бумаги на перемещаемый груз.В процессе служебного расследования ДТП представители предприятия тесно сотрудничают с сотрудниками Госавтоинспекции: выясняют обстоятельства случившегося, следят за правильностью оформляемых дорожной полицией бумаг. Все документы, что должны подписать члены комиссии, внимательно изучаются на наличие ошибок, неточностей.

Инспектор обязан принять во внимания замечания, ответить на вопросы.Если есть возможность, с документации, составленной сотрудником ГИБДД, снимаются ксерокопии на месте происшествия.

В противном случае это обязательно делают позже.

Понадобится письмо от руководителя предприятия на имя начальника местного подразделения Госавтоинспекции с просьбой предоставить копии необходимых бумаг.Второй этап – собственно расследование.

В его рамках члены комиссии продолжают сотрудничать с Госавтоинспекцией, работниками дорожной службы и представителями от профсоюза.

Вся собранная на первом этапе информация анализируется. Задача: определить правильность действий работника-водителя и других участников ДТП, предположить причины произошедшего, вынести собственные выводы по виновным в происшествии.В процессе служебного расследования ДТП определяются:

  • Условия возникновения аварийной ситуации на трассе.
  • Явные обстоятельства произошедшего.
  • При актуальности: причины, по которым водитель вышел на рейс нетрезвым.

Члены комиссии оценивают правильность действий работника предприятия (с позиции ПДД), а также условия на дороге – на сколько они могли способствовать случившемуся.

Определяется взаимосвязь между дорожной аварией и упущениями со стороны предприятия.Важная цель служебного расследования – устранить причины, которые могут способствовать повторению аварии. На основе анализа ДТП проводится проверка предприятия:

  • Соблюдение режима «работа/отдых» водителями.
  • Организация техобслуживания транспорта на предприятии.
  • Организация в рамках предприятия обучения водителей, повышения их мастерства.
  • Следование правилам перевозок.
  • Порядок составления маршрутов служебного транспорта.
  • Проверка технического состояния машин перед рейсами: кто проводит, какие мероприятия по обслуживанию и ремонту предприняты, как водители сообщают о неполадках ТС.
  • Скоростные нормы для служебного автотранспорта.
  • Комплекс мер по отношению к нарушителям.

По результатам проверок создается список мер по улучшению, корректировке правил управления служебными автомобилями.В рамках служебного расследования ДТП определяются:

  • Упущения со стороны предприятия, ставшие причиной аварийной ситуации на рейсе.
  • Обстоятельства аварии, предварительная вина каждого из участников, правильность действий работника.
  • Меры, направленные на устранение выявленных упущений.

Все вышесказанное участниками комиссии оформляется в Акт, который каждый из специалистов заверяет подписью.

Документ ценен при сложных ДТП: собранные материалы допустимо использовать для доказательства невиновности работника в суде.Акт не содержит в себе выводов – все определения, оценки предварительные.

Виновность доказывает только судья.

Документ правомочны затребовать следователи для представления более полной картины ДТП. Нередко в Акте перечислены важные подробности аварии, которые ускользнули от внимания дорожной полиции.Акт служебного расследования ДТП состоит из пяти основных блоков:

  • Перечисляется состав собранной комиссии. Указывают данные ТС, попавших в ДТП, и их водителей.
  • Данные водителя: возраст, классификация, стаж (общий и на предприятии), информация о подготовке и переподготовке, состояние здоровья, показания предрейсового медосмотра. Указывается, на каком часу работы случилась авария, участвовал ли он в ДТП ранее, нарушал ли ПДД.
  • Сведения о служебном ТС: информация о техническом состоянии машины, ее марка, тип, модель, год изготовления, пробег до техосмотра и после него. Перечисляются аналогичные данные по другому транспорту, попавшему в аварию.
  • Выводы комиссии. Указываются причины дорожного происшествия, предварительно установленные ее участниками. Меры, которые предпримет предприятие для исключения повторений случившегося. Упоминаются виновные ответственные работники, предпринятые к ним дисциплинарные взыскания.
  • Информация по условиям на трассе: ширина, покрытие, дефекты, условия видимости, характеристика дорожных знаков и разметки.
  • Характеризуются обстоятельства, место аварии.

В заключении акта служебного расследования ДТП: дата его составления, список участников комиссии, их категории и должности.Скачать образец акта служебного расследования ДТП .Служебное расследование ДТП ограничено четкими временными рамками: 5 дней с момента происшествия.

Срок единый для всех ДТП вне зависимости от степени тяжести.Из положения только два исключения:

  • Семь дней дается на расследования происшествия с 4 пострадавшими гражданами или 2 погибшими.
  • Две недели расследуется ДТП, при которых пострадало 14 и более лиц или погибло свыше 7 человек.

За соблюдением установленных сроков лично следит руководитель предприятия.К Акту служебного расследования ДТП прилагается следующая отчетность:

  • Справка о провидении профилактических работ в организации по устранению выявленных причин происшествия, оценка их связи с данным ДТП.
  • Копия протоколов осмотра ТС и места аварии.
  • Список пострадавших, погибших в ДТП: Ф.И.О., пол, дата рождения, диагноз (по врачебному заключению).
  • Объяснение водителя и должностных лиц, прямо или косвенно причастных к случившемуся.
  • Приказ руководителя с конкретными выводами по проделанному расследованию, отчетом о мероприятиях-проверках, дисциплинарных взысканиях для виновных сотрудников.
  • Ксерокопия схемы ДТП.

Помимо этого, на основе Акта составляется форма учета ДТП (документ установленного образца). Документы направляются в территориальное отделение Госавтоинспекции, следственные органы, а также в организации, участвующие в служебном расследовании.

Если предприятие является филиалом, отделением, копии составленных бумаг отсылают в головной офис.Основные нюансы служебного расследования ДТП следующие:

  • Расхождение данных, предоставленных сотрудниками, с информацией, собранной ГИБДД. Потребуется доказать, что именно инспектор допустил ошибку. Для этого нужна крепкая база – четкие фото, слова свидетелей.
  • Недостаточная подготовка сотрудников организации к участию в расследовании аварии. При сборе информации могут быть допущены ошибки, которые станут причиной неверных выводов.
  • Неполноценность мероприятий по определению виновных на предприятии. Чтобы этого не допустить, в составе комиссии не включают заинтересованных лиц. Необходимо привлечь сторонних специалистов.

позволяет проанализировать причины случившегося.

На их основе проработать актуальные правила перевозок, технического и медосмотра для недопущения дорожных аварий в дальнейшем.

Ответственность работодателя при ДТП работника в 2021 году

» Работник, принятый на предприятие в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, исполняет обязанности согласно договору и должностной инструкции. Работа, осуществляемая в условиях повышенной опасности, может сопровождаться аварийными ситуациями и ДТП. Повышенный риск возникает у водителей, водителей-экспедиторов и других специальностей, чей труд связан с управлением транспортом.

Ответственность работодателя за ущерб, нанесенный наемным работником в рамках исполнения трудовых обязанностей и договора ГПХ, установлена в . Причинение вреда работника, допущенная при ДТП в рамках исполнения обязанностей, считается виной работодателя. При судебном разбирательстве по вопросу компенсации вреда ответчиком становится работодатель (субъект ответственности).

Лицо, непосредственно причинившее вред, привлекается в качестве третьего лица. Кандидат юридических наук, профессор Чепига Т.Д.

(Комментарий к ГК РФ). В дальнейшем работодатель в порядке регресса может предъявить требования к работнику (). Срок для получения компенсации от виновного лица имеет исковую давность, течение которого ведется от даты погашения работодателем суммы убытка при ДТП. Кроме гражданского законодательства порядок возмещения убытков наемными сотрудниками регулируется ТК РФ.

Предприятия могут использовать собственную и привлеченную со стороны технику. Важным моментом определения ответственного за ДТП лица является установление принадлежности транспортного средства. Собственник Ответчик по иску Предприятие При использовании собственного средства (переданного на правах управления или хозяйственного ведения) предприятия ответчиком выступает работодатель Работник Работник, если в качестве служебного автомобиля используется личное средство Аренда техники предприятием Арендодатель, предоставивший транспорт, с последующим предъявлением требований к арендатору Для определения лица, ответственного за ДТП, потребуется точное установление того, в какой момент произошла авария – в рабочее или личное время.

Работодатель несет ответственность за действия работника в период его трудовой смены. При исполнении обязанностей рабочий режим должен быть оформлен соответствующими документами:

  1. Путевым листом, в котором указан маршрут, время выезда и окончания работы.
  2. Накладными, подтверждающими исполнение должностных обязанностей.

Работники должны иметь четко организованный план по размещению транспортного средства после окончания рабочей смены. Местом хранения может стать складское помещение, площадка в месте ведения деятельности или платная автостоянка, обозначенная работодателем.

Вне выезда на маршрут по заданию руководителя лицо не должно использовать технику. О графике использования личных автомобилей, используемых в качестве служебных, должно быть составлено соглашение между сторонами. Работодатель при использовании транспортного средства обязан оформить полис ОСАГО.

При возникновении ущерба в результате ДТП сумма покрывается страховой компанией, если не доказаны обстоятельства нарушения договора.

Страховая компания определяет условия, при которых страховая сумма не предоставляется.

При определении суммы ущерба в размере, превышающем нанесенные убытки, разница покрывается предприятием (виновным лицом). Работодатель освобождается от материальной ответственности:

  1. При отсутствии причинно-следственной связи нанесения ответчиком действий в отношении истца и возникновения у него убытков.
  2. При наличии доказательств допущения нарушений со стороны истца, грубой неосторожности либо умысла, повлекших ДТП.
  3. В случаях, когда работник использовал движимое имущество предприятия вне трудовой смены для реализации личных потребностей.

Пример возникновения условий, освобождающих работодателя от ответственности Водитель-экспедитор Р. предприятия ООО «Полет» исполняет обязанности в рамках трудового договора.

В момент совершения ДТП работник не исполнял обязанностей, скрылся с места происшествия.

По результатам проверки документов, материалов дела судебный орган признал полностью ответственность лица за убытки, нанесенные в результате ДТП.

Страховая компания не покрыла ущерб в связи с нарушением условий договора. При возникновении у работодателя ущерба работник обязан его возместить. В соответствии со компенсации подлежит прямой действительный ущерб, под которым подразумевают уменьшение собственности или его состояния, необходимости произвести затраты средств на приобретение имущества, ремонт или возмещения ущерба третьим лицам.

Наряду с компенсацией ограниченных убытков на сотрудника может быть возложена полная материальная ответственность лица (МОЛ), возникающая при условии:

  1. Нанесения ущерба умышленно, в состоянии опьянения.
  2. Наличия договора о полной МОЛ.
  3. Причинения убытков в нерабочее время, не при исполнении обязанностей.

Возмещение работодателю потерь в полном размере (превышающем среднемесячный заработок) может быть установлено по решению суда или иного органа, имеющего право наложения административного наказания. Если покрытие убытков устанавливается в судебном порядке, работник имеет возможность снизить размер, предъявив доказательства сложного материального положения, наличия иждивенцев. Убыток, причиненный работодателю, определяется по рыночным ценам, действующим в регионе на дату ДТП.

Сумма не должна быть меньше остаточной стоимости имущества, определяемой по бухгалтерскому учету.

Законодательством четко определен порядок размера взыскания с сотрудников, нанесших убытки.

Порядок покрытия ущерба Статья ТК РФ Взыскание с работника сумм в пределах среднего заработка Взыскание полного материального ущерба Основания, при которых возможно взыскание полного материального ущерба Срок предъявления работодателем претензий (установлен в течение месяца со дня определения размера понесенного ущерба) Величина взыскания с сотрудника может быть в размере среднемесячной заработной платы или полной компенсации при наличии договора о МОЛ. Сумма удерживается из выплат лицу, вносится сотрудником в добровольном порядке единовременным взносом в кассу или, по договоренности с руководителем, частями. Работодатель должен документально оформить процедуру возмещения ущерба.

Документ из ГИБДД Необходимо иметь протокол о дорожном происшествии Получение пояснений виновного лица Сотрудник обязан дать пояснения в связи с ДТП. При отказе от дачи пояснений составляется акт Оценка транспортного средства При нанесении убытка транспорту предприятия необходимо созвать внутреннюю комиссию с привлечением специалистов либо заказать независимую оценку Вынесение работодателем приказа об удержании суммы При размере ущерба, покрываемого средним заработком виновного лица, удержание производится на основании приказа руководителя. Срок издания приказа ограничивается месячным периодом Обращение в судебный орган При выявлении размера оценки убытков, не покрываемого страховкой и среднемесячным заработком работника, необходимо обратиться в суд.

Взыскание с физических лиц производится на основании решения, принятого судебным органом.

На предъявление иска предоставляется 1 год Взыскание в судебном порядке производится на основании выданного исполнительного листа, реализация которого производится с участием приставов. В аналогичном порядке производится покрытие убытков лицом, уволенным с занимаемой должности повышенного риска.

Если в периоде исковой давности предприятие ликвидировано, удержание сумм не производится. При определении ответственности предприятия в результате ДТП необходимо избежать ошибок, возникающих при отсутствии:

  1. Данных о водителе в договоре со страховой компанией по ОСАГО.
  2. Соблюдения сроков на издание акта об ущербе и вынесении распоряжения об удержании суммы. При пропуске сроков издания приказа в месячный срок потребуется обращение в судебный орган.
  3. Маршрута движения и исполнения дополнительных действий, например, графика заправки транспорта.

Для снижения ответственности работодателя и компенсации сумм убытков в порядке регресса требуется тщательное оформление трудовых отношений.

Вопрос № 1. Может ли работодатель уволить лицо, совершившее ДТП? Работодатель может уволить лицо, нанесшие убытки в связи с ДТП, если комиссия, созданная на предприятии для оценки результата, подтвердит ненадлежащее исполнение обязанностей работника. Одним из видов дисциплинарной ответственности является увольнение.

Вопрос № 2. Как в судебном процессе определяется ответчик по иску о ДТП с участием транспортного средства предприятия, если виновного невозможно установить?