Обоснование закупок по 44-ФЗ: что это такое, для чего это нужно и как подготовить такое обоснование? + пример


Автор Денис Ковалев На чтение 9 мин Просмотров 5.9к. Опубликовано 11.01.2021 Обновлено 11.01.2021 В первую очередь эта тема будет полезной для заказчиков и специалистов отделов по закупкам. Однако поставщикам тоже нужно ознакомиться с этим материалом, чтобы расширить свой кругозор, уметь разговаривать с заказчиком на одном языке, а также понять, что такое обоснование закупки, как оно формируется, что влияет на составление этого документа, и почему он так важен.

За все время своего существования статья 18 44-ФЗ, которая регламентирует обоснование закупок, несколько раз обновлялась, последние изменения вступили в силу 1 января 2021 г., а некоторые положения и вовсе исчезли на сегодняшний день. Давайте вместе разберемся в нововведениях и особенностях подготовки документа.

С 1 мая 2020 г. были внесены изменения в ст.18 44-ФЗ на основании 71-ФЗ, который утвердил, что обоснованной является та закупка, которая осуществляется в рамках ст.19 (о нормировании в сфере закупок) и ст.22 44-ФЗ (об НМЦК в отношении контрактов с единственным поставщиком) (ч.1 ст.18 44-ФЗ). Так, были изменены пункты 1 и 4 ст.18, а п.2, 3 и 7 были упразднены полностью. До этого времени обоснование закупок определялось как отдельный документ, указанный в приложении и подтверждающий, что планируемое мероприятие соответствует целям заказчика.

Заказчики должны уметь правильно составлять обоснование закупки в соответствии с требованиями и условиями контрактного законодательства. Проверку документа осуществляют уполномоченные органы власти, в том числе контролирующим органом может быть Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Формирование обоснования зависит от нескольких факторов:

  1. особенностей отрасли хозяйствования, в рамках которой проводится процедура.
  2. способ выбора поставщика;
  3. вид конкретной процедуры;

Таким образом, 71-ФЗ от 01.05.2019 г.

внес основные изменения в 44-ФЗ и определил новые правила, в том числе и в отношении обоснования закупок.

Теперь у заказчиков нет необходимости обосновывать предмет торгов, способ проведения процедуры и НМЦК во всех документах планирования (обязанность обоснования НМЦК в закупочной документации осталась). Больше не нужно заполнять план закупок, так как этот документ был отменен. Составляется только план-график по новой форме.

  1. 44-ФЗ;
  2. местными нормативными актами.

С 1 января 2016 г. действовало Постановление правительства № 555, которое устанавливало правила обоснования закупок для нужд государственных и муниципальных заказчиков, а также предлагало формы обоснования в помощь заказчикам.

Но с 1 января 2020 г. данное постановление утратило силу на основании , которое упразднило ряд нормативных документов и утвердило новую форму для составления и утверждения планов-графиков, а также внесения в них изменений и размещения в . Образец новой формы приведем ниже.

Таким образом, ст.18 44-ФЗ давала определение обоснования закупки, определяла условия для его формирования, в Постановлении № 555 было указано, в каком порядке заказчики должны составлять документ и по какой типовой форме (давался бланк документа), а местные власти определяли сроки подготовки документа и дополнительные требования к его содержанию.

Обоснование закупки наглядно показывало, как конкретное условие помогало достигать цели мероприятия. В ст.13 44-ФЗ были указаны эти цели, т.е.

торги проводились для реализации:

  1. иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).
  2. международных обязательств, межгосударственных программ, исполняемых не в отношении государственных и муниципальных программ;
  3. мероприятий государственных и муниципальных программ;

Например, целью мероприятия по возведению жилого массива будет реализация госпрограммы «Жилище», а целью процедуры по приобретению офисной техники и расходников – поддержание функционирования муниципального заказчика. Важный момент! С 1 октября 2020 г.

ст.13 44-ФЗ больше не действует на основании 152-ФЗ от 27.06.2019 г. У заказчиков осталась обязанность обосновывать закупку для в отношении и способа выбора поставщика. При этом нужно руководствоваться рекомендациями, разработанными Минэкономразвития в приказе № 567.

Для плана закупок следовало обосновывать приобретение каждой позиции товара или каждой оказываемой услуги, а также выполнения объема работ каждого типа. Например, если процедура содержит в себе поставку и установку технических приборов, то обоснование готовилось по каждой группе аналогичных товаров и отдельно – для перечня работ по установке.
Например, если процедура содержит в себе поставку и установку технических приборов, то обоснование готовилось по каждой группе аналогичных товаров и отдельно – для перечня работ по установке. Назовем этапы, которым следует в этом случае заказчик: Шаг 1.

Определиться с объектом закупки, в котором есть необходимость.

Шаг 2. Подготовить обоснование по каждому товару из списка (составлялось для плана закупки, на сегодняшний день его готовить не нужно). Шаг 3. Осуществить поиск потенциальных подрядчиков.

Шаг 4. Определиться с порядком выбора исполнителя и НМЦ контракта.

Шаг 5. Подготовить план-график мероприятия на ближайший отчетный период.

Шаг 6. Заполнить обоснование для плана-графика по новой форме.

Чтобы сформировать обоснование для плана закупок заказчики должны были заполнить соответствующую таблицу, в которой приводился список объектов торгов (товаров, услуг или работ каждого вида). В данной форме прописывались следующие сведения:

  1. цель мероприятия;
  2. ссылки на нормативные документы;
  3. названия товаров (работ, услуг);
  4. обоснование по каждой позиции;
  5. подпись уполномоченного сотрудникаи дата.
  6. номер процедуры;

Вот, как выглядела форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок, которую на сегодняшний день заказчики заполнять не должны: Если торги проводились с целью приобретения товаров от иностранного производителя, то в обосновании указывалось, что на российском рынке такая продукция не представлена или отечественные товары не подходят по своим характеристикам под нужды заказчика. Обоснование по каждой товарной позиции заполняется в зависимости от целей проводимых торгов и требований контрактного законодательства к товарам, работам и услугам, которые приобретают муниципальные или государственные заказчики.

Эти требования сформулированы в ст.19 44-ФЗ о нормировании в сфере закупок. Поиск поставщиков может осуществляться как посредством Единой информационной системы, так и через официальные веб-ресурсы организаций-поставщиков. Если потенциальных исполнителей больше одного, заказчик организовывает электронную процедуру (аукцион, конкурс и т.д.).

Если в этой нише работает только один поставщик, то заказчик готовится проводить торги у единственного поставщика. Затем следует этап подготовки обоснования для плана-графика, которое включает в себя следующие сведения:

  1. начальную стоимость контракта (НМЦК);
  2. методику обоснования цены;
  3. перечень особых требований к процедуре(при необходимости) и их обоснование.
  4. обоснование ценыпо выбранной методике;
  5. способ выбора подрядчикаи его обоснование;

Скачать бланк можно по .

Скачать образец заполнения бланка по . Как только заказчик получит на свой расчетный счет денежные средства из государственного бюджета на проведение торгов, он должен подготовить обоснование закупки в течение 10 дней, если целью торгов является реализация государственных программ или обеспечение функционирования бюджетных учреждений и органов власти.

В отношении закупок, осуществляемых муниципальными учреждениями, время формирования документа утверждается региональными властями, а заказчики составляют его в сроки, прописанные в местных нормативных актах.

71-ФЗ от 01.05.2019 г. внес изменения в ч.4. ст.18 44-ФЗ, согласно которой оценка обоснованности осуществления закупок проводилась по результатам мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

Затем слово «мониторинг» было упразднено, а в остальном формулировка данного положения осталась такой же. В соответствии с ч.5 ст.18 44-ФЗ по результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная процедура может быть признана необоснованной.

Если запланированная процедура была признана необоснованной, то контролирующие инстанции, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении обнаруженных нарушений действующего законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и вводят штрафные санкции в отношении виновных лиц, нарушивших контрактное законодательство, в порядке, утвержденном КоАП РФ.

Заказчик вправе проводить торги не только для всех желающих поставщиков, но и у . При этом такого исполнителя заказчик выбирает сам, основываясь на своих потребностях. В этом случае конкурентная борьба исключается.
Составление обоснования по такому сценарию предполагает прохождение следующих этапов:

  • Анализ перспективности заключения контракта с тем или иным возможным исполнителем.
  • Поиск организации, которая производит или поставляет/оказывает необходимые заказчику товары, работы или услуги.
  • Подготовка обоснования закупки у единственного поставщика.

Причинами заключения контракта без проведения конкурентной электронной процедуры могут быть:

  1. наличие только одного поставщика данных товаров (исполнителя услуг) в местности заказчика;
  2. особые условия у единственного подрядчика.
  3. срочная необходимость в конкретных товарах или услугах;

Эти причины указываются в закупочной документации.

Бывают ситуации, когда заказчик должен быстро среагировать и в кратчайшие сроки организовать торги (например, срочно требуется устранить последствия аварийного происшествия). В этом случае в обосновании необходимо сформулировать, что время, потраченное на проведение конкурентной процедуры, может негативно сказаться на ситуации и привести к серьезным нарушениям в работе предприятия заказчика.

В этом случае в обосновании необходимо сформулировать, что время, потраченное на проведение конкурентной процедуры, может негативно сказаться на ситуации и привести к серьезным нарушениям в работе предприятия заказчика. Поэтому оптимальным решением будет провести мероприятие для единственного поставщика, потому что оно значительно проще по подготовке и занимает меньше времени. Если в местности заказчика представлен только один производитель необходимой продукции (или один подрядчик, способный выполнить работы), то в обосновании закупки отмечается, что транспортные расходы по доставке товаров от производителей из других регионов, в случае заключения с ними контракта, значительно повысят стоимость такого контракта.

С конца июля 2020 г. законодатели освободили заказчиков от обязанности обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур и выбор закупки у единственного исполнителя. Но в ч.4 ст.93 44-ФЗ описаны случаи, когда заказчик должен обосновывать НМЦ контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает товары, работы или услуги у единственного поставщика в случаях, которые перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ: по п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22-23, 30-32, 34-35, 37-41, 46, 49. При обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчик должен руководствоваться одним из методов, утвержденных в ч.1 ст.

22 44-ФЗ. В контрактном законодательстве представлены следующие методы обоснования НМЦК:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. проектно-сметный.
  3. нормативный;
  4. тарифный;
  5. затратный.

В большинстве случаев заказчики используют первый вариант. Применяя рыночный анализ, заказчик сравнивает цены на схожие или тождественные товары у разных поставщиков и рассчитывает среднюю цену в этой нише.

Таких цен должно быть не менее 3-х, а разница между ними не должна достигать 33%. Другие методы применяются, если метод сопоставимых рыночных цен использовать невозможно.

Например, нормативный метод используется, если Правительство определило нормативы при определении предельной цены.

Тарифные методы применяются, если товары, работы и услуги реализовываются по регулируемой цене.

В случае проектно-сметного метода нужно вычислять стоимость на основании локального сметного расчета и чаще всего применяется при торгах на строительство. И в заключение: заказчики обязаны обосновывать мероприятие согласно требованиям 44-ФЗ, а контролировать их действия должны соответствующие органы власти.

Эти меры позволяют обеспечить прозрачность процедуры и проверить заказчика на соблюдение норм контрактного законодательства. При формировании обоснования нужно руководствоваться действующими нормами контрактного законодательства и результатами аудита и контроля в сфере закупок.

Как правильно обосновывать способ определения поставщика по 44-ФЗ

Документы заказчикаЗапрос котировокКонтроль закупокОбоснованияПлан закупок и план-графикЭлектронный аукционЭлектронный конкурсАвтор:Александра Задорожнева Обоснование выбора поставщика — это процедура, в ходе которой заказчик подтверждает, что правильно выбрал способ закупки.

Например, провел закупку у единственного поставщика вместо обязательного электронного аукциона.

Без обоснования закупку признают недействительной и отменят.

Скачать бланк обоснования выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя для плана закупок Скачать образец заполнения обоснования способа выбора поставщика для плана закупок Скачать бланк обоснования способа выбора поставщика для плана-графика Скачать образец обоснования способа выбора поставщика для плана-графика На чем основывается обоснование выбора поставщика Ежегодно, перед началом нового отчетного периода, заказчики обязаны публиковать в Единой информационной системе плановую документацию — планы закупок и планы-графики.

Вместе с ними в обязательном порядке размещается и обоснование выбранного способа определения поставщика по каждому заказу. По действующему законодательству, организация-заказчик должна документально показать, по какой причине был выбран тот или иной способ определения исполнителя, то есть обосновать выбор.

По действующему законодательству, организация-заказчик должна документально показать, по какой причине был выбран тот или иной способ определения исполнителя, то есть обосновать выбор. Об этом говорится в статье 18 44-ФЗ. Формируется обоснование способа определения поставщика на электронный аукцион, на открытые и закрытые конкурсной процедуры в бумажном и в электронном виде, на запросы котировок и предложений, то есть на все конкурентные процедуры.

Если заказчик планирует заключить договор с единственным поставщиком, то составляется документ, который не только обосновывает выбор, но и подтверждает невозможность провести госзакупку другим способом. Как выглядит обоснование выбора поставщика Формальный вид обоснования закреплен в Постановлении Правительства № 555 от 05.06.2015, которое утверждает как бланк обоснования, так и порядок заполнения.

Документы, обосновывающие закупки, составляются отдельно для плана закупки и плана-графика. Дополнительно разъяснения по способу проведения заказа производятся в таблице, сопровождающей план-график, в колонках 8 и 9 которой организация-заказчик и приводит причины своего выбора. Скачать Скачать Сведения в таблице должны быть указаны четко и логично, иначе контролирующие органы посчитают заказ необоснованным, что приведет к отмене закупки и аннулированию ее результатов.

На сайте экспертного совета при Правительстве опубликован порядок обоснования способа определения поставщика. Приложение к этому порядку — рекомендуемая форма для обоснования. Скачать Что влияет на способ определения поставщика Выбор, каким путем будет осуществляться заказ, должен быть обоснованным и опираться на четкие критерии.

К таким аспектам относятся:

  1. сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  2. установленные критерии для определения победителя;
  3. начальная (максимальная) цена контракта — НМЦК;
  4. нормативы закона о Федеральной контрактной системе.
  5. объект закупки (предмет контракта) и существенные условия, перечисленные в проекте контракта;

Как обосновывать выбор способа определения поставщика в зависимости от процедуры С 01.01.2020 госзаказчики проводят все закупки в электронной форме.

Закупаться в бумажном виде они смогут только в рамках:

  1. оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий природных, техногенных чрезвычайных ситуаций (ст. 80, 82);
  2. заказов по решению Правительства РФ (ст. 111).
  3. обеспечения деятельности заказчика за рубежом (ст. 75, 111.1);
  4. закрытых процедур (ст. 84);
  5. оказания экстренной, неотложной скорой медицинской помощи (ст. 76);
  6. приобретения у единственного поставщика (ст. 93);

Этот список закреплен в п. 44 ст. 112 44-ФЗ. Поэтому для обоснования бумажного способа определения поставщика нужно дополнительно сослаться на этот пункт.

Нужно учитывать и другие критерии для выбора той или иной процедуры и отразить их в обосновании. Электронный аукцион Список заказов, которые можно осуществить путем электронного аукциона, весьма обширен. Для таких торгов требуется готовить обоснование выбранного способа определения поставщика на электронный аукцион.

Для товаров, работ и услуг, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016, обоснованием выбора будет именно тот факт, что предмет закупки входит в аукционный перечень. В случае проведения аукциона в электронной форме ключевым критерием определения исполнителя является цена контракта.

Поставщиком-победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену контракта. Запрос котировок в электронной форме В 2020 году организация-заказчик может провести электронный запрос котировок.

Заказы путем запроса котировок за отчетный год не могут превышать 100 млн руб. и 10% от СГОЗ (ч. 2 ст. 82.1, ч.

45 ст. 112 44-ФЗ). Для обоснования выбранного способа определения поставщика на запрос котировок нужно учитывать:

  1. включены или не включены закупаемые товары, работы, услуги в Перечень продукции для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РП № 1765-р от 30.09.2013);
  2. начальная (максимальная) цена контракта рассчитана и установлена в пределах 500 000,00 рублей.
  3. ТРУ входят в аукционный перечень с условием ограниченной суммы на заказ;

Электронный открытый конкурс Если при проведении тендера закупочная комиссия заказчика при выборе победителя руководствуется качественными показателями и наилучшими условиями поставки и комплектации товаров, работ, услуг, то такие ТРУ должны приобретаться путем открытого конкурса.

В документе-обосновании указываются именно эти критерии. Электронный конкурс с ограниченным участием Все основания для проведения конкурсных процедур с ограниченным участием указаны в Перечне ТРУ технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера (ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
Электронный конкурс с ограниченным участием Все основания для проведения конкурсных процедур с ограниченным участием указаны в Перечне ТРУ технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера (ПП РФ № 99 от 04.02.2015).

Если предмета заказа в нем нет, закупать таким способом нельзя.

Электронный двухэтапный конкурс Причины, по которым можно провести двухэтапный конкурс:

  1. процедура необходима для закупки научно-исследовательских работ, проектов, исследований, изысканий и экспериментов, приобретения инновационных и высокотехнологических товаров, заключения энергосервисного контракта, создания произведения в области литературы и искусства;
  2. необходима организация обсуждения для спецификации потребительских свойств и технологических характеристик предмета заказа.

Для обоснования и последующего проведения двухэтапного конкурса должны выполняться оба эти условия. Закрытые процедуры Основания для проведения закрытых торгов одинаковы и не зависят от того, в какой форме они проводятся: бумажной или электронной (ч.

2 ст. 84.1 44-ФЗ). На порядок проведения закрытых закупок в электронной форме может влиять и Правительство РФ, обязав того или иного заказчика приобретать продукцию в таком виде. Все закрытые торги проводятся после получения подтверждения от Федеральной антимонопольной службы (ст. 84 44-ФЗ). Но есть ряд закрытых заказов, которые не нужно согласовывать с ФАС.

К таким закупкам относятся тендеры исполнительных органов власти федерального назначения, их подведомственных организаций и государственных унитарных предприятий, осуществляемые с целью реализации государственной политики:

  1. государственный оборонный заказ;
  2. обеспечение безопасности населения.
  3. управление;

Закрытый перечень таких заказчиков утвержден Постановлением Правительства № 1428 от 27.11.2017. В него вошли:

  1. Служба внешней разведки.
  2. МВД;
  3. Минобороны;

Электронный запрос предложений Основания для закупки путем запроса предложений перечислены в 44 ФЗ:

  1. приобретение изделий народного промысла;
  2. заказ спортивного инвентаря и оборудования для подготовки сборных по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  3. приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у собственников (только физических лиц) квартир;
  4. признание несостоявшимися электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 44-ФЗ) и электронные конкурсные процедуры (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием — ч.

    4 ст. 55.1 44-ФЗ);

  5. покупка лекарств, назначенных по решению врачебной комиссии;
  6. торги, осуществляемые после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта.
  7. госзакупка услуг по защите интересов РФ в судебных органах других стран, международных судов и арбитраже;

Запрос предложений, который проводится по п.

7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ, нужно обосновать решением врачебной комиссии. Основания для бумажного запроса предложений полностью соответствуют критериям проведения процедуры в электронной форме, но с небольшим дополнением.

Провести запрос предложений в бумажной форме можно, если не состоялся повторный конкурс (ч.

4 ст. 55 44-ФЗ). Пример обоснования способа выбора поставщика Скачать Разъяснения по теме Основные тезисы Реквизиты документы Скачать О заполнении формы обоснования закупок при формировании и утверждении плана-графика закупок Письма Минфина № 24-01-10/64054 от 02.10.2017 и № 24-01-10/62476 от 27.09.2017 Скачать +3 Поделиться: Предыдущая записьИнструкция по описанию объекта закупки по 44-ФЗСледующая записьЧто запрещено заказывать по 44-ФЗ 12.03.2020Как оформить тендерный кредит для исполнения госконтракта 12.03.2019Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить 12.03.2019Инструкция по составлению конкурсной документации

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае Наиболее популярные способы закупок Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  1. запрос котировок;
  2. электронный аукцион;
  3. закупки у единственного поставщика;
  4. открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика.

В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей.

Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать. Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  1. можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  2. не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  3. минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  4. меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе Подробнее о курсах В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  1. высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих.

    в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;

  2. ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права. Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст.

48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч.

2 ст. 83). Оксана Шипунова на вебинаре

«Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации»

рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Электронный аукцион Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов. Достоинства электронного аукциона:

  1. незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  2. сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  3. возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
  4. минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  1. риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  2. невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  3. риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  4. невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
  5. более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион. 2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  1. если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  2. если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Электронный аукцион по 44-ФЗ: с чего начать?

— все рекомендации в одной статье Запрос котировок Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п.

2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст.

75 и ст. 76). Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч.

1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст.

56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  1. возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
  2. минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  3. определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  4. минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  1. более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  2. отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
  3. высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч.

    2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;

  4. высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика. Запрос котировок по 44-ФЗ, правила участия и не только… — статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры Открытый конкурс Проведение открытого конкурса позволяет:

  1. получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  2. часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения — полезная статья не только для участников закупок, но и для заказчиков. Конкурс с ограниченным участием Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  1. При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
  2. Для сохранения объектов культурного наследия;
  3. При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
  4. Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
  5. При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);

Двухэтапный конкурс Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  • конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч.

    2 ст. 57).

  • энергосервисного контракта;
  • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

Закрытый конкурс Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях: 1.

закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну; 2.

закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке; 3. заключение контрактов:

  1. по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  2. по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  3. по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4.

закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч.

2 ст. 84). Запрос предложений Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  • При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  • После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  • При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  • При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  • При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  • при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  • При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  • При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу. 34 983

  1. Популярные
  2. Новые статьи
  1. Запрос котировок по 44‑ФЗ: правила участия
  2. Коллективное участие в закупках по 223‑ФЗ
  3. Жалоба по 44-ФЗ: как правильно составить и подать
  4. Обжалование действий заказчика по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
  5. Как подтвердить страну происхождения товара
  1. Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
  2. Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ
  3. Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать
  4. Закупки по 223‑ФЗ в 2017 году
  5. Как вести план‑график в 2021 году
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур.

Бесплатный курс

«Отдельные вопросы по контрактной системе в сфере закупок»

Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем заказчиков и поставщиков Посмотреть программу Нормативное регулирование строительных закупок в 2021 году Пластинина Е.

А. Запись вебинара Статьи по теме

  1. Мошенничество в закупках по 223‑ФЗ
  2. Электронная подпись для торгов.