2.10. Движение транспортных средств


2.10.1. Ограничение скорости движения автотранспортных средств при перевозке опасных грузов устанавливается ГАИ МВД России с учетом конкретных дорожных условий при согласовании маршрута перевозки. Если согласование маршрута с органами ГАИ МВД России не требуется, то скорость движения устанавливается согласно Правилам дорожного движения и должна обеспечивать безопасность движения и сохранность груза.В случае установления ограничения скорости движения знак с указанием допустимой скорости должен быть установлен на транспортном средстве в соответствии с Правилами дорожного движения.2.10.2.

При перевозке опасных грузов колонной автомобилей должны соблюдаться следующие требования:при движении по ровной дороге дистанция между соседними транспортными средствами должна быть не менее 50 м;в горных условиях — при подъемах и спусках — не менее 300 м;при видимости менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.) перевозка некоторых опасных грузов может быть запрещена.

Об этом должно быть указано в условиях безопасности перевозки опасных грузов.Ответственное лицо за перевозку из числа представителей грузоотправителя — грузополучателя (старший по колонне) обязано находиться в кабине первого автомобиля, а в последнем автомобиле с грузом должен находиться один из представителей (подразделения) охраны, выделяемой грузоотправителем — грузополучателем, если охрана предусмотрена при данной перевозке.2.10.3. При перевозке «особо опасных грузов» стоянки для отдыха водителей в населенных пунктах запрещены.

Стоянки разрешаются в специально отведенных для этого местах, расположенных не ближе, чем в 200 метрах от жилых строений и мест скопления людей.При остановке или стоянке транспортного средства должен быть обязательно включен стояночный тормоз, а на уклоне дополнительно установлен противооткатный упор.Порядок остановок и стоянок (в том числе и в случае ночлега) транспортных средств, перевозящих опасные грузы, указывается в условиях безопасной перевозки.2.10.4. Запас хода автомобилей, перевозящих опасный груз, без дозаправки топливом в пути должен быть не менее 500 км.

В случае перевозки опасных грузов на расстояние 500 км и больше автомобиль должен оборудоваться запасным топливным баком и заправляться из передвижной автозаправочной станции (АЗС), установка дополнительного топливного бака должна согласовываться с подразделением ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства, о чем делается пометка в регистрационном документе.

Заправка топливом производится в местах, отведенных для стоянок.2.10.5. Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется с автомобилем сопровождения, оборудованным проблесковым маячком оранжевого и желтого цвета.

При необходимости такие транспортные средства могут сопровождаться патрульным автомобилем ГАИ МВД России. Выделение автомобиля сопровождения обязательно при перевозках «особо опасных грузов», осуществляемых колонной транспортных средств.Конкретно в каждом случае необходимость выделения и вид сопровождения при перевозке «особо опасных грузов» определяются ГАИ МВД России при согласовании маршрута.2.10.6.

Выделение автомобиля сопровождения обязательно при перевозках «особо опасных грузов», осуществляемых колонной транспортных средств.Конкретно в каждом случае необходимость выделения и вид сопровождения при перевозке «особо опасных грузов» определяются ГАИ МВД России при согласовании маршрута.2.10.6.

Автомобиль сопровождения должен двигаться впереди колонны транспортных средств с опасными грузами. При этом по отношению к движущемуся за ним транспортному средству автомобиль сопровождения должен двигаться уступом с левой стороны, с тем чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемых транспортных средств.2.10.7.

Автомобиль сопровождения оборудуется проблесковым маячком желтого цвета, включение которого является дополнительным средством информации для предупреждения других участников дорожного движения, но не дает права преимущественного проезда.На автомобилях сопровождения и транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, даже в дневное время должны быть включены фары ближнего света.2.10.8.

Порядок движения автомобилей сопровождения и способы информации других участников дорожного движения об осуществлении перевозки опасных грузов указываются ГАИ МВД России в разделе «Особые условия движения» бланка согласования маршрута (Приложение 7.12).2.10.9. При перевозке «особо опасных грузов» колонной, состоящей из 5 и более автомобилей, в ее составе обязательно наличие резервного порожнего транспортного средства, приспособленного для перевозки данного вида груза.

Резервное транспортное средство должно следовать в конце колонны.2.10.10.

Порядок сопровождения колонны патрульными автомобилями ГАИ МВД России при прохождении маршрута перевозки по территории двух или более субъектов Российской Федерации определяется органом ГАИ МВД России, с которым согласован маршрут движения.

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом

Опасный груз – это химический продукт, который вступает в реакцию с органическими соединениями, разрушает их и представляет очень серьезную опасность для людей и окружающей среды. По последним данным Минтранса РФ ежегодно по дорогам России перевозится порядка 1 миллиарда тонн подобных грузов, что составляет около 20% от всего грузооборота страны.

В случае ДТП последствия бывает очень страшными и тяжелыми, поэтому данный аспект в грузовых перевозках очень жестко регламентирован и существует большой перечень правил по перевозке опасных грузов. К опасным грузам относят ядовитые, взрывоопасные, окисляющие, радиационные, легко воспламеняющиеся жидкости, газы, пестициды, пероксиды и т.п. – по данным ООН более 3500 наименований (чуть ниже можно будет скачать полный перечень опасных грузов в алфавитном порядке, соглашение ДОПОГ и ГОСТ 19435-88).

Согласно классификации ГОСТ 19435-88, основанной на европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), их принято разделять на 9 классов:

  1. I класс – химические соединения, которые могут воспламениться или взорваться, либо устройства такие вещества содержащие (например, патроны для ружей и пистолетов, некоторые фейерверки, безопасные взрыватели). Знаки опасных грузов класса 1: Подклассы 1.1-1.3 Подклассы 1.4-1.6
  2. II класс – любые газы (в сжиженном или естественном состоянии). Маркировка опасных грузов класса 2 зависит от типа газа: Легковоспламеняющиеся газы Невоспламеняющиеся нетоксичные газы Токсичные газы
  1. IX – прочие опасные материалы и вещества, хоть и не являются особо опасными, но требуют внимательного и осторожного обращения в процессе транспортировки (например, сухой лед, намагниченные материалы, вспенивающаяся полимерная смола).

    Знаки опасных грузов:

  2. VII – радиоактивные вещества и материалы (кобальт, цезий, йод, уран 233, плутоний 239 и др.).

    Опасные грузы класса 7 имеют показатель излучения радиоактивности радионуклидов более 70 кБК/кг. Знаки опасных грузов:

  3. VIII – коррозионные вещества и материалы (вызывают коррозию при взаимодействии с металлом, например, щелочи) и едкие жидкости, которые при попадании вызывают повреждение открытых участков тела (дыхательных путей, кожи, слизистых оболочек), например, ртуть, серная кислота, кислотные батареи.

    Маркировка 8 класса опасности:

  4. V класс – органические перекиси и окисляющие вещества, способные выделять кислород, а значит поддерживать процесс горения, что при реакции с другими веществами может приводить к взрыву или возгоранию. 2 подкласса включает со следующей маркировкой: Подкласс 5.1 Подкласс 5.2
  5. III класс – жидкости, способные легко воспламеняться или выделять легковоспламеняющиеся пары (например, ацетон, клеи, дизельное топливо, лаки, спирты, растворители, бензин, керосин, краски, нефть). Маркировка ОГ класса 3:
  6. VI – инфекционные (например, бактерии и вирусы, диагностические образцы) и токсичные (например, никотин, пестициды, мышьяк, цианиды) вещества и материалы, которые способны вызывать интоксикацию организма или смерть.

    Включает 2 подкласса со следующей маркировкой: Подкласс 6.1 Подкласс 6.2

  7. IV класс – легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы (за исключением тех, которые входят в 1-ый класс), которые способны воспламеняться в процессе перевозки при взаимодействии с внешними источниками, влаги, нагревания, или в результате самопроизвольно произошедших химических (например, сера, белый и желтый фосфор, литий).

    Включает 3 подкласса. Маркировка 4 класса опасных грузов: Подкласс 4.1 Подкласс 4.2 Подкласс 4.3

Полный алфавитный перечень всех опасных грузов с указанием класса (и подкласса) опасности, ГОСТ 19435-88 и ДОПОГ Европейское соглашение можно скачать ниже по ссылкам.

Для перевозки опасных грузов автомобильный транспорт должен быть оборудован и замаркирован согласно требованиям соответствующих нормативных документов (ДОПОГ, Правила перевозок опасных грузов, Устав автомобильного транспорта РФ).

Ввиду своей специфичности и вероятности проявления негативных последствий при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом существуют множество требований и правил. Прежде всего, водитель транспортного средства (ТС) должен пройти соответствующие обучение, при этом у него должен быть непрерывный стаж вождения соответствующей категории не менее 3-х лет. Согласно ДОПОГ выделены следующие курсы обучения водителей:

  1. специальный курс по транспортировке опасных грузов в автомобильных цистернах;
  2. специальный курс транспортировке радиоактивных веществ седьмого класса опасности.
  3. базовый, после обучения которому водитель имеет право перевозить опасные грузы (кроме радиоактивных и взрывчатых грузов) в упаковке;
  4. специальный курс по перевозке грузов первого класса опасности;

Перед каждым рейсом водитель обязан пройти медицинский осмотр, более того, он обязан уметь оказывать первую медицинскую помощь В ниже представленном видео вы можете прослушать одну из лекций по обучению перевозкам опасных грузов.

Что касается разрешения для транспортного средства, то оно специально выдается ГИБДД только в том случае, если перевозиться будет груз в автомобильной цистерне, либо это взрывчатые вещества. В других случаях достаточно диагностической карты и надлежащего состояния ТС (ТС, перевозящие опасные грузы обязаны проходить ТО раз в полгода).

Если же к перевозке планируются грузы повышенной опасности согласно таблице 1.10.3.1.2 ДОПОГ, то здесь необходимо получение специального разрешения.

Более подробно о получении такого специального разрешения можно прочитать в статье: Безусловно, больше всего требований и правил установлено касательно транспортного средства, на котором будет перевозиться тот или иной опасный груз.

К числу основных требований к автомобилю можно отнести:

  • Прежде всего, ТС должно быть переоборудовано в соответствии с ГОСТ и правилами ДОПОГ (ADR). На каждый класс опасности выдвигаются свои требования, которые также указаны в технической документации;
  • паспорт безопасности перевозимого вещества или материала;
  • Обязательно наличие огнетушителя в подкапотном пространстве, системы пожаротушения (СП)с независимым источником питания в кузове, а также у водителя должна быть возможность включить СП вручную из кабины;
  • заправлять топливом на обычных АЗС, если перевозится груз классов опасности 1, 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 7; в таких случаях заправлять транспорт разрешено на расстоянии не менее 25 метров от АЗС;
  • Между кабиной и кузовом автомобиля должна быть установлена биологически защитная перегородка;
  • юр. лицо – штраф 400000-500000р.
  • изоляция проводки осуществляется бесшовными методами;
  • перевозимый груз является особо опасным.
  • должен быть назначен ответственный в колонне за соблюдение всех нормативов и правил перевозки;
  • ТС должно быть окрашено в специальный цвет, соответствующий виду перевозимого опасного груза, а бокам должны быть изображения, предупреждающие о транспортировке опасных материалов.

    Если это легковоспламеняющиеся соединения, то цвет должен быть оранжевым, если это газы, то цвет синий, а если перевозятся самовозгорающиеся вещества, то сверху должен быть нанесен белый цвет, а снизу красный;

  • маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
  • Не допускается перевозка с применением более одно прицепа или полуприцепа;
  • Если для транспортировки опасного груза (ОГ) используется прицеп типа фургон, то он должен быть изготовлен из прочных огнеупорных материалов, быть закрытым со всех сторон. В нем должна присутствовать самостоятельная вентиляция, удовлетворяющая техническим свойствам транспортируемого груза;
  • аварийная информационная карта;
  • У транспортного средства, транспортирующего опасный груз, выхлопная труба должна быть вынесена вперед перед радиатором с заметным нижним наклоном, а если это невозможно ввиду конструктивных особенностей, то труба выносится в бок справа вне зоны кузова таким образом, чтобы не было соприкосновений с топливными элементами автомобиля;
  • договор перевозки;
  • транспортное средство оборудуется желтыми сигнальными огнями с собственными независимыми источниками питания;
  • при выезде колонны с места загрузки каждое ТС должно иметь запас топливо на 500 км беспрерывного движения;
  • Обязательно должен быть в наличии минимум один противооткатный механизм;
  • в электропроводке рядом с аккумулятором дополнительно размещается выключатель с механическим или дистанционными способами работы;
  • аккумулятор ТС обязательно должен быть размещен в отсеке, в котором присутствует вентиляция;
  • ТС, осуществляющее автоперевозки опасного груза, общей массой в снаряженном состоянии 3,5-12 тонн должно быть оснащено средствами, ограничивающими скорость передвижения до 90 км/ч.
  • в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.
  • курить в кабине или рядом с автомобилем (допустимое расстояние – более 50 м);
  • оставлять транспортное средство без внимания.
  • транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
  • резко дергать автомобиль с места при старте или резко тормозить;
  • буксировать автомобиль;
  • На автомобиле должен быть размещен штырь из металла, защищающий ТС и груз от прямого попадания молнии;
  • маркировка должна быть надежной и долговечной;
  • в определенных случаях колонну должен сопровождать автомобиль ГИБДД, в таком случае первое ТС едет с включенным проблесковым маячком;
  • На автотранспорте, перевозящего опасные грузы первого класса, разрешено использование обогревательных устройств исключительно в кабине или для обогрева силового агрегата;
  • изменить согласованный маршрут движения;
  • Требования к электрике автомобиля:
  • Обязательно наличие такелажного оборудования для надежной фиксации опасного груза при транспортировке;
  • на тару устанавливается табличка с информацией, где указан номер опасного груза согласно классификации ООН, а для 1,2,7 – ого классов номер отгрузочного наименования материала (изделия).
  • в кабине должен присутствовать экспедитор, сопровождающий груз;
  • обгонять и опережать другие ТС, скорость которых больше 30км/ч;
  • Внутрироссийские перевозки опасных грузов могут осуществляться только при наличии у ТС устройств спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS;
  • устанавливается дополнительно знак, если груз представляет опасность для окружающей среды:
  • дистанция между ТС в колонне должна быть более 50-и метров, а при условиях плохой видимости – более 300 метров.
  • электрические лампы, находящиеся внутри кузова, должны быть огорожены металлической решеткой.

    Запрещается применение ламп с резьбовыми цоколями.

  • Топливный бак автомобиля не должен контактировать и быть изолирован от электрических цепей ТС и источников тепла;
  • При перевозке в цистернах оборудование должно быть защищено на случай опрокидывания, для этого все трубопроводы укрепляются прочными усилительными колпаками и кольцами.

    Также на цистерне должен быть установлен бампер сзади, шириной не меньше, чем сама цистерна и на расстоянии от 10 см от поверхности цистерны;

  • в электрической цепи должны быть установлены исправно работающие предохранители на абсолютно все потребители электроэнергии;
  • Глушитель должен быть оснащен искрагасительным устройством;
  • обязательный пакет для всех перевозок по России: тех. паспорт, тех. талон, водительское удостоверение;
  • электрическая проводка должна быть надежно защищена от нагрева и иных механических воздействий и должна быть надежно зафиксирована;
  • удостоверение ДОПОГ, выданное ТС.
  • При перевозке радиационных материалов кузов должен быть изготовлен из стали с герметизацией всех швов, соединений и стыков, а автомобиль должен быть оснащен прибором, измеряющим радиацию;
  • напряжение проводки не должно превышать 24 Вт;
  • маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
  • При использовании открытых кузовов для перевозки ОГ сверху прицеп должен накрывать брезентом из огнеупорных материалов.

    В креплении брезента также должны быть использованы только огнеупорные запорно-фиксирующие приспособления;

  • Электрозащита должна быть на уровне не менее IP54 (полная защиты от воды и пыли);
  • ТС должно быть оборудовано заземляющим устройством, соприкасающееся с дорожным полотном минимум 20см;
  • ответствен. лицо – штраф 15000-20000р.;
  • удостоверение ДОПОГ, выданное водителю;
  • письменные инструкции для водителя и сопровождающего персонала по правилам перевозки соответствующего опасного груза, в них указаны порядок действий в случае аварии, список средств защиты в автомобиле, сведения об опасности груза и т.п.;
  • путевой лист;
  • Документ, выданный МВД, разрешающий транспортировку опасного груза.
  • в случае плохой видимости (обзор менее 300м) колонна вправе остановиться, более детально данный вопрос расписан в сопроводительной документации и зависит от характера груза и класса его опасности;
  • На автомобиле должны быть соответствующие голографические наклейки, обозначающие перевозку опасного груза;
  • маркировка должны соответствовать классу и подклассу опасности груза;
  • транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
  • В кузове около дверей должны быть установлена светозвуковая система сигнализации;
  • при езде с горы выключать двигатель и выжимать сцепление;
  • транспортная и/или товарно-транспортная накладные;
  • водитель – штраф 2000-2500р.

    или лишение прав на 6 мес.;

Правила перевозки опасных грузов 2020 2021

Движение автотранспортных средств и их взаимодействие на дорогах общего пользования на территории Российской Федерации регламентируеся правилами дорожного движения — ПДД.

Так же этому нормативному акту подчиняется и перемещение грузового транспорта. В этом случае данные правила дополняются целым рядом законов и постановлений. При трансфере опасных веществ список определяющих документом расширяется еще. Таким образом, свод правил перевозки опасных грузов, координирующий оборот опасных материалов в пределах РФ будем называть так — правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Таким образом, свод правил перевозки опасных грузов, координирующий оборот опасных материалов в пределах РФ будем называть так — правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Рассмотрим подробнее действующие правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом 2020 2021. Все договорные взаимоотношения, возникающие при на автотранспортных средствах в качестве оказываемых услуг, регулируются , предусматривающими использование рекомендаций, изложенных в — /соглашение о перевозке опасных грузов между странами/ и в соответствии с . Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом В том случае, когда перевозка опасных грузов осуществляется для собственных целей организаций или физических лиц на автомобилях, принадлежащим им по праву собственности, не возникает договорных отношений.

Такие виды транзита опасных грузов автотранспортом регламентируются .

При этом положения ПОГАТ о выдаче разрешений на транспортировку особо опасных грузов и утверждение маршрутов доставки в ГАИ не используются. На основании ст.31 передвижение по автодорогам транспорта, выполняющего перевозки опасных грузов, допускается только при присутствии . Соблюдение Правила перевозки опасных грузов является гражданской обязанностью каждого законопослушного члена общества.

Иначе погоня за прибылью и не исполнение правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом влечет не только наложение существенного , но и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с нанесением вреда здоровью людей и окружающей среде.