Порядок перевода земельных участков из одной категории в другую

Перевод земель из одной категории в другую: все об изменении целевого назначения участка


26.03.2018 Все территории в Российской Федерации разделены на участки в зависимости от их состава. Независимо от того, кто является собственником земли, земельным наделам обязательно присвоена категория – правовой режим, устанавливающий допустимые способы использования недвижимости. Владелец (землепользователь) не вправе изменять категорию самостоятельно – строго регламентированный порядок перевода и регистрации позволяет избежать злоупотреблений при эксплуатации участка. Граждане чаще всего сталкиваются с необходимостью перевести участок из одной категории в другую, когда речь идет о небольших земельных наделах, полученных много лет назад в пользование от муниципалитета или садоводческого некоммерческого товарищества (далее в тексте – СНТ).

Даже оформление в собственность или приватизация такой земли не дает владельцу официального права построить и зарегистрировать на этой территории жилой дом или иной объект, не отвечающий целевым требованиям.

Чтобы поставить строение на государственный учет, необходимо получить разрешение на перевод земель из одной категории в другую.

Земельным кодексом (далее в тексте – ЗК РФ) земля распределяется на следующие категории:

  • Сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСХН). Земельный ресурс, необходимый для производства сельскохозяйственной продукции: пастбища, пашни, наделы под садоводство и огородничество, лесозащитные полосы, водоемы для выращивания рыбы и земли аналогичного свойства.
  • Земли населенных пунктов (далее в тексте – ЗНП). Наделы, отведенные под застройку жилых объектов. Главная особенность таких земель – они не могут находиться на земельных территориях иного назначения или в частных владениях.
  • Особо охраняемые. К ним относятся изъятые (частично изъятые) из общего оборота территории, имеющие ценное значение.
  • Водный фонд.
  • Лесной фонд (читайте: как ).
  • Промышленные. Участки этой категории отводятся под строительство транспортных путей и зданий, зданий обороны и безопасности страны, под строения энергетики, связи и ведения научных программ и прочие специальные цели.
  • Земли запаса. Государственные участки, не переданные в пользование гражданам или организациям и не проданные в собственность.

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения.

Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  • Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  1. строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  2. для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  3. перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  4. размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.
  5. расширение ЗНП;
  6. создание особо ценных зон;
  7. консервация территории;
  8. запланированное возведение промышленных сооружений;
  9. запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;

Вам может быть интересно, как

  • ЗНП. Изменяется вместе с расширением (уменьшением) пределов населенного пункта (ст. 8 ФЗ 172).
  • Промышленные зоны можно переводить в иные категории без особых ограничений (ст.

    9 ФЗ 172), но при условии полного восстановления по плану рекультивации.

  • Земли с особым статусом (охраняемые, ценные).

    Переводятся в другую категорию крайне редко по причине потери ценных свойств (ст.

    10 ФЗ 172). И напротив, статус особо охраняемой зоны может получить любая территория, за исключением ЗНП, при наличии условий для создания в этой местности туристической, природоохранной или иной аналогично ценной зоны.

  • Лесные и водные территории. Переводятся при создании особо ценных участков или возведении объекта государственного (муниципального) значения, а также интегрируются в расширяемые границы населенного пункта (ст.

    11, 12 ФЗ 172).

Следует уточнить, что ограничения на перевод конкретной территории в другую категорию могут налагаться специальными нормативными актами.

Узнать наверняка, может ли осуществляться процедура перевода для конкретного участка, можно, заранее направив запрос в земельно-имущественный отдел муниципалитета, в ведомстве которого находится эта земля.

Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти.

Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст.

3 ФЗ 172): Полный перечень документации содержит статья 2 ФЗ 172:

  • Документы, подтверждающие приобретение права собственности на землю (, свидетельство о наследовании и прочее) или согласие от собственника, если участок эксплуатируется на праве пользования.
  • Выписка из ЕГРН – Единого государственного реестра недвижимости. При отсутствии у владельца (пользователя) бумажного экземпляра с печатью, запрос на получение направят исполнительные органы.
  • Выписка, подтверждающая регистрацию ИП или ЮЛ (при необходимости).
  • Паспорт или иное удостоверение личности подателя ходатайства.
  • Заключение экологической экспертизы.

Последний документ обязателен не для каждой категории недвижимости, а в условиях, определенных федеральными законами.

Помимо перечисленного, от заявителя могут запросить дополнительные документы в соответствии с федеральными (муниципальными) нормативными актами и постановлениями Правительства РФ (п.

2 ст. 2 ФЗ 172). В зависимости от принадлежности участка земли, с ходатайством следует обращаться в земельно-имущественный департамент регионального правительства или местного самоуправления. Документ составляется в свободной форме или на бланке, утвержденном компетентными органами. Образец заполнения ходатайства можно найти на информационных стендах или на сайте ведомства, принимающего подобные заявления.

При составлении нужно указать:

  1. действующую категорию надела и категорию планируемого перевода;
  2. обосновать причину перевода в данную категорию.
  3. ;
  4. права заявителя на землю;

Принятое заявление рассматривается в течение 2 месяцев (в городских, муниципальных органах власти) или 3 месяцев (региональным правительством или Правительством РФ).

Уведомление о переводе (отказе в переводе) земельного надела в иную категорию направляется заявителю в течение 2 недель с момента вынесения решения. При положительном результате земельно-имущественным департаментом составляется акт о переводе земли в заявленную категорию.

Оформлять заново прочую документацию на землю при этом не потребуется.

Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения.

Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172). Услуга по уведомлению Росреестра о смене категории предоставляется заявителю бесплатно. За оказание госуслуги по внесению изменений в ЕГРН владельцу (пользователю) участка понадобится оплатить госпошлину в размере 350 руб.

(ст. 333.33 НК РФ). После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов.

Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты.

Официальный отказ перевести участок земли в другую категорию выносится по основаниям, перечисленным в ст. 4 ФЗ 172:

  1. ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
  2. заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
  3. экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

Еще одна причина, из-за которой не может производиться перевод – если заявленной территории слишком высока (более 50% относительно средней стоимости по региону). В любом из указанных случаев заявителю полностью вернут пакет документов в течение 30 рабочих дней с момента представления ходатайства, уведомив о причине отказа.

Заявитель может оспорить вынесенное решение через суд и при положительном решении суда направить новое ходатайство. Порядок обжалования выглядит следующим образом:

  • Получить на руки акт в имущественно-земельном отделе.
  • Составить и подать исковое заявление о признании составленного акта незаконным. К заявлению приложить документы:
  1. квитанцию об оплате госпошлины;
  2. ксерокопию выданного акта;
  3. иные документы, имеющие отношение к судебному процессу.
  4. документацию, подтверждающую нелегитимность отказа или разрешения на перевод;
  5. копию ходатайства и сопровождающих документов;
  • Подать повторное ходатайство, приложив к пакету документов решение суда.
  • Получив уведомление о месте и дате рассмотрения, явиться в суд к назначенному времени.
  • Если суд удовлетворил требования искового заявления, получить в канцелярии экземпляр судебного решения.

Собственник дачного надела гражданин П.

подал в суд исковое заявление с просьбой признать незаконным акт об отказе на перевод надела из земель сельхозназначения в категорию ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2020 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г.

Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2020 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г. п. Веселое. 01 июля 2017 года гражданин П.

направил ходатайство в администрацию Стародворского района о включении своего надела в территорию г. п. Веселое и переводе дачной земли из категории ЗСХН в ЗНП под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Администрацией Стародворского района было вынесено решение отказать во включении участка в границы г. п. Веселое по причине того, что еще не начато строительство жилого комплекса, из-за которого расширяются границы поселка. Рассмотрев представленные материалы, суд пришел к выводу, что акт об отказе, выданный в ответ на ходатайство гражданина П., является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ 172 расширение территории городского поселения, закрепленное градостроительным планированием – законная причина для перевода дачных ЗСХН в заявленную категорию ЗНП На основании этого суд вынес решение о признании недействительным акта администрации Стародворского района, а также признал за гражданином П.

право на включение принадлежащей ему земли в г. п. Веселое Стародворского района и право на перевод заявленного надела из категории ЗСХН в ЗНП. Поделиться с друзьями:

Перевод земли из одной категории в другую

29.11.2019Ходатайство, в котором указывается необходимость перевода земельного участка в другую категорию назначения, рассматривают в порядке очередности в органах власти в зависимости от расположения земли и ее типа.

По Земельному кодексу Российской Федерации вся земля разделена по определенным категориям, которые отличаются по виду использования. Такой подход позволяет увеличивать эффективность использования.

Каждый собственник должен учитывать группу своего участка, так как в необозначенных целях его использование запрещено.При смене деятельности необходимо осуществить перевод в другую категорию. Этот процесс имеет много нюансов и ограничений. Основные правила прописаны в ФЗ № -ФЗ, который регламентирует порядок и основные особенности процедуры.

Категория не всегда может быть изменена.

В ряде случаев есть запрет или ограничение.
Право перевода возможно в следующих случаях:

  1. размещается объект, который имеет значимость для общества;
  2. территория включается в лесной или водный фонд, при невозможности заниматься на ней сельским хозяйством.
  3. производится консервация земли или ее части, в целях удовлетворения интересов власти государственного или регионального значения;
  4. участок земли с с/х назначением признан непригодным и будет использован для промышленного предприятия;
  5. формируется черта населенного пункта;
  6. создается особо охраняемая территория природного типа (ООПТ) или памятник культурного и природного наследия;
  7. выполняется договор или обязательство международного типа;
  8. строится дорога или объект, в частности по добычи полезных ископаемых. Но здесь требуется наличие проекта по рекультивационным действиям;

Важно!

Любые изменения или ограничения по ним предусмотрены в ЗК РФ и ФЗ № -ФЗ. До момента обращения требуется проверить, нет ли противоречий в процедуре.

У каждого типа участков свои особенности.

Земельный фондПо ЗК РФ выделяют следующие группы:

  1. участки с сельскохозяйственным назначением или ЗСХН включают в себя земельные ресурсы, необходимые для производственных процессов продукции сельскохозяйственного характера.
  2. промышленная. Наделы такой группы отведены для строительства транспортного пути или различных объектов, а также зданий обороны и объектов безопасности. Также площадь может использоваться для объектов энергетики, связи или научных целей. Дополнительно могут присутствовать специальные объекты с особенной целью;
  3. водный фонд;
  4. территория населенного пункта или ЗНП. Она отведена для постройки жилых зданий. Особенностью считают невозможность нахождения на территории другой группы или в частной собственности;
  5. особо охраняемая территория, которая изымается частично или полностью из оборота, так как имеет ценность;
  6. лесной фонд;

К последней категории относится пастбище, надел под сад или огород, лесозащитная полоса, водоем, в котором выращивается рыба, а также любой участок с аналогичными свойствами.Инициирование смены статуса участка могут проводить определенные лица и организации.

В их числе:

  1. землепользователь в виде лица, которое бессрочно и безвозмездно использует участок на законном основании;
  2. уполномоченный орган власти.
  3. арендатор, который использует землю по договору с владельцем. Так как владение арендатора является временным, то ему требуется согласовать процедуру с собственником и получить его согласие. В противоположном случае арендатор не имеет права подавать ходатайство;
  4. собственник в виде физического или юридического лица;

Все остальные граждане или организации право на подачу документов по смене статуса территории не имеют.

По закону для изменения категории требуется обращаться в уполномоченный орган с полностью оформленным ходатайством.

Это установлено в статье 2 ФЗ № -ФЗ.Вместе с заявлением должны быть предоставлены все документы. При нахождении объекта в ведении субъекта Федерации потребуется обращаться в отдел департамента по земельным ресурсам. В остальных случаях осуществляется подача документов в местный муниципальный орган городского, районного или местного значения.Важно!
В остальных случаях осуществляется подача документов в местный муниципальный орган городского, районного или местного значения.Важно!

Обращение лица, которое не имеет права на землю и не имеет доверенности, не будет рассматриваться, то есть последует отказ.

Такой же момент возможен при недостаточном пакете документов или ошибках в них любого характера.Также требуется соблюдать основное правило в виде подачи документов по факту владения участком определенными органами. Например, земля федерального значения может быть переведена только после разрешения Правительства РФ, то есть документы подаются в земельный департамент РФ.Территории, которые находятся в собственности субъекта или имеют с/х назначение, переоформляют через орган власти региона. Все остальные варианты требуют обращения в местный муниципалитет.

Исключением считают с/х наделы, которые имеют региональное значение.Территории с сельхозназначением переводить в другие группы пользования запрещено. Это относится ко всем с/х участкам.

Единственным исключением считают официальное заключение, которое устанавливает невозможность дальнейшего использования территории в сельском хозяйстве.Стоит учитывать, что любые махинации с такими наделами или перевод в другую категорию без официального заключения госоргана наказываются штрафными санкциями.

Размер штрафа варьируется в пределах 200000-250000 рублей в зависимости и зависит от стоимости кадастрового типа.

Земли с/х назначения и земли населенных пунктовЗНП редко выводят из состава административной территории.

Прежде всего для этого потребуется получить разрешение от администрации и предоставить веские доказательства необходимости процедуры.Обратная процедура с вводом территории в ЗНП встречается более часто.Всего есть несколько типов участков, которые могут находиться в составе административной территории и могут быть выведены:

  1. специальное назначение участка;
  2. зона для военной подготовки, например, полигон;
  3. пруд декоративного типа или озеро, которое было облагорожено.
  4. особо охраняемая территория;
  5. производственная зона;
  6. с/х надел;
  7. лесопарковая зона;

В остальных случаях возможность вывода земли стремится к нулевому значению.Промышленный тип имеет более простой перевод относительно других групп.

При этом есть ряд исключений:

  1. загрязнение территории или наличие застройки зданиями аварийного характера, которые были заброшены, свалки и других построек. Получение разрешения в таком случае возможно только после утверждения проекта рекультивации;
  2. повреждена почва. Без проектной работы по рекультивации участок не переведут в другую категорию.

В обоих случаях разрешение получают уже после завершения работ по рекультивации, то есть до этого момента имеется запрет на переход в другую группу.Инициирование изменения статуса проводится уполномоченным лицом, в том числе госорганом при необходимости.

Во всех случаях соблюдается стандартный порядок, который установлен 3 статьей ФЗ № -ФЗ.

В первую очередь потребуется собрать все необходимые бумаги и справки. В пакет включают:

  1. справки на собственность, в том числе свидетельство о наследстве или договор купли-продажи. В ряде случаев может потребоваться согласие собственника в письменной форме, если запрос оформляет арендатор.
  2. при необходимости выписку, которая подтверждает наличие регистрации у ИП или юрлица;
  3. удостоверение личности в виде паспорта;
  4. выписку ЕГРН;

Дополнительно может потребоваться доверенность, если процесс проводится сторонним лицом.

Также может потребоваться заключение эксперта по экологическим аспектам, например, что участок больше не пригоден для эксплуатации в сельском хозяйстве.Если у органа возникнут сомнения, то он может запросить вторичные справки или документы на свое усмотрение.

Заявление в виде ходатайства подают в департамент земельно-имущественного типа в региональном правительстве или местном самоуправлении.Бланк можно заполнять в свободной форме по образцу, который предоставляют органы, принимающие ходатайство.

В обязательном порядке указывают:

  1. статус и планируемые изменения;
  2. обоснованную причину процесса изменения статуса.
  3. кадастровый номер;
  4. право на указанный надел;

Бланк не должен содержать ошибок или неточностей, так как при наличии недочетов его не примут.Заявление рассматривают 2 месяца, если обращение производилось в городской или муниципальный орган, и 3 месяца при заявлении в региональный департамент или Правительство РФ.Уведомление о решении, которое может быть положительным или отрицательным, будет направлено в течение двух недель с момента вынесения заключения по обращению.Если решение положительное, то департамент составляет акт о смене статуса. Дополнительное изменение в актах не потребуется.

Образец распоряжения о переводе землиСоставленный акт, в частности его копию, отправляют в Федеральную службу, которая регистрирует изменения и внесение их в ЕГРН. Уведомляется Росреестр бесплатно, но для внесения изменений в ЕГРН собственник должен выплатить госпошлину в виде 350 рублей.После регистрации пользователь надела может осуществлять деятельность уже в соответствии с изменениями.Важно!

Деятельность, не обозначенная для нового статуса, после регистрации невозможна.

Решение о смене назначения выносится в течение 2 или 3 месяцев. При этом после решения заявитель будет уведомлен в течение 2 недель.

Росреестр получит уведомление с копией акта в течение 10 суток.

Сам акт является бессрочным. Если было обнаружено несоответствие документов, то отказ последует в течение месяца.Отказ возможен в нескольких случаях. Среди них:

  1. экологическая экспертиза вынесла отрицательное решение, так как будет нанесен ущерб.
  2. наличие запрета или ограничения по закону;
  3. заявленный статус не позволяет осуществлять целевое назначение;

Дополнительно часто отказ производится по причине отсутствия права на обращения у лица, так как он не является собственником и не уполномочен на ведение таких процедур, или отсутствию необходимой документации, а также ошибок в ней.Еще одним вариантом является увеличенный тип кадастровой стоимости, например, больше 50% средней цены по региону.Отказ оформляется в письменном виде с указанием причины, после чего его отправляют в течение месяца заявителю.Если заявитель не согласен с отказом, то он имеет право обратиться в судебную инстанцию. Для этого потребуется:

  1. ксерокопия акта, который был получен;
  2. копии всех документов, которые были направлены на рассмотрение, включая само ходатайство;
  3. оплаченная госпошлина;
  4. бумаги, которые обосновывают нелигитимность решения;
  5. исковое заявление с указанием требований и приложенных документов;
  6. получение акта в департаменте;
  7. сбор дополнительных бумаг и справок, которые могут иметь отношение к делу.

Все собранные документы вместе с заявлением передаются на рассмотрение.После судебных заседаний выносится решение.

Если оно вынесено в пользу истца, то можно подавать ходатайство повторно. К стандартному пакету документации прикладывается решение суда.Если отказ произведен еще на этапе предоставления заявления в уполномоченный орган, то можно подавать повторно, устранив все указанные недочеты, например, недостаток документов.Для осуществления смены статуса у земельного надела требуется провести стандартную процедуру, которая нуждается в подаче документов в уполномоченный орган.

По федеральному законодательству не все территории могут изменить статус и сферу использования. При отказе от перерегистрации можно обращаться в суд, но для этого потребуется предоставить доказательства, что отказ был необоснован.Поделиться с друзьями:

Как перевести земельный участок в другую категорию в 2021 году

Автор: 15.05.2019 Обновлено: 7 января 2021, в 15:41В законодательстве отражены все категории земельных участков. И собственники должны использовать надел согласно его предназначению.

Таким образом осуществляется контроль за действиями граждан. Можно осуществить перевод земли из одной категории в другую, если требуется.

Какие документы нужны, насколько сложна сама процедура – стоит разобраться.Навигация по текстуВся территория России разделена по отдельным зонам.

Одни предназначены для заселения, там находятся поселения (города, села), на других выращивают овощи и т.д.

Такая система помогает государству эффективно , управляя процессом застройки, развитием животноводства и других аспектов жизни.Зонирование помогает правильно и рационально пользоваться наделами. Например, плодородные территории выбирают для ведения там сельского хозяйства, а засушливые и удаленные участки – для промышленных нужд.

Характеристики каждого участка, включая его вид, отражены в едином реестре.Важно! Эти понятия разные, нельзя путать с указанным целевым назначением или типом разрешенного использования.

Они взаимосвязаны, но разные по сути.Все категории описаны в тексте 7 статьи, Земельный кодекс:· сельхозназначения;· населенных пунктов;· водного фонда;· запаса· используемые для промышленности, энергетики, обороне и т.д.;· размещение охраняемых объектов;· лесного фонда;«Населенных пунктов» – проще говоря, там разрешено ИЖС. На практике граждане чаще сталкиваются с двумя первыми разновидностями. И возникает необходимость перевести их с первой – во вторую или наоборот.Обычно гражданин, получающий участок, заранее осведомлен о его категории.

Например, при покупке. Он получает документы, где отражена вся информация.

Когда государство предоставляет людям надел, это зависит от индивидуальных потребностей. могут дать 1 или 2 разновидность.Нельзя распоряжаться территорией свободно, игнорируя назначение, определенное для нее государством.

Собственнику или арендатору нужно документально, иначе его действия будут расценены как незаконные.Процесс перевода отражен в тексте ФЗ-172, касающегося смены категории наделов.

В 2020 году он остался неизменным. Кроме возможности изменения, указывается перечень ограничений, касающийся каждой разновидности надела. Включая прямой запрет, обойти который практически невозможно.Например, превратить сельскохозяйственные земли в другие можно, при:· консервации;· создании охраняемой зоны;· формирование там черты ближайших населенных пунктов;· размещение объектов промышленного назначения, если соблюден предел указанной кадастровой стоимости (средней);· включение земли в общий состав лесного/водного фонда, если она непригодна для ведения там с/х хозяйства;· размещение объектов общественного значения;· выполнение заключенных международных соглашений и взятых обязательств.Простому обывателю осуществить это очень трудно.

Проще взять участок для ИЖС, запаса или же промышленности (хотя там тоже имеются ограничения). Например, промышленную территорию можно превратить в другую, если там отсутствует загрязнение, и их не касается проект рекультивации.Каждый надел можно использовать в рамках его назначения, которое связано с установленной государством категорией.

Неважно, собственник гражданин или простой арендатор, ему надо следовать требованиям закона.К примеру, на территории с/х назначения можно заниматься растениеводством или животноводством, разбить огород.

А земли под ИЖС застраивать домами: одноэтажные, многоэтажные или устанавливать нежилые постройки.Законодательство допускает возможность изменения категории. Согласно планам гражданина. Порядок определен ФЗ-172. Заинтересованному лицу надо подать ходатайство, адресовав его в муниципалитет. Результат зависит от решения, принимаемого местными органами.
Результат зависит от решения, принимаемого местными органами.

Свое обращение гражданин дополняет комплектом документов.Сложнее присвоить участку категорию «населенный пункт» или же вывести с нее. Тогда происходит изменение существующих границ, это надо закрепить документально.Основная причина, вынуждающая человека инициировать данную процедуру – не соответствие назначения земли его планам использования.Например, семье государство передало участок для ведения там хозяйства. Однако, граждане хотят построить дом, прописаться и жить постоянно.

Для чего им нужна территория с разрешением ИЖС.

Иначе построенный ими дом будет и администрация вправе снести его. А пользователя объявить нарушившим предписания. Ему грозит штраф, возможно, изъятие надела.Согласно последним изменениям законодательства, назначение с/х земель было расширено.

Теперь там разрешается строительство не дачного, а полноценного жилого дома.

Причем, объект по характеристикам должен соответствовать установленным требованиям, закрепленным в 39 статье (ГК РФ). Отдельное стоящее, небольшое строение, максимум 3 этажа. Высота которого 20 метров. Разделению дом не подлежит.

Семья вправе жить там и прописаться.Разрешается для территорий, находящихся вблизи населенных пунктов.

Это промышленные или сельхозназначения земли.

Принадлежность их неважна. Возможность одинаково распространяется на государственную или частную собственность.Возведение домов на подобных наделах запрещено из-за нарушения существующего экологического баланса. Перед инициированием процедуры, стоит выяснить у администрации, вправе ли гражданин это сделать.

В документах (кадастровый паспорт или ) может содержаться информация, касающаяся смены категории.Она достаточно простая:

  1. Заинтересованное лицо сначала выясняет наименование ответственного органа, куда ему предстоит обратиться. Обычно, это местная администрация.
  1. Сбор документов. Нужны правоустанавливающие бумаги, подтверждающие статус гражданина (арендатор или собственник).
  1. Составление прошения.

    Строгой формы нет, внешне оно выглядит как стандартное заявление.

    Главное четко передать основную мысль и указать информацию:

· действующая категория территории;· намерения заявителя изменить ее;· кадастровый номер;· обоснование просьбы;· подтверждение полномочий.• Подать готовый комплект документов сотруднику уполномоченного органа. Взамен получить расписку, где кроме списка принятых бумаг будет примерная дата повторного обращения• Дождаться решения властей. Если оно положительное, данные о территории в системе будут изменены, а гражданин получит соответствующее уведомление.

Все обновления укажут в выписке. Нововведения станут постоянными, до проведения следующей похожей процедуры• Выполнить запланированные мероприятия, связанные с использованием надела. Теперь они законодательно разрешеныВ прошении гражданину могут отказать.

Тогда ему придет письменный ответ, где отказ дополнят пояснениями.

Если причины устранимые, можно обратиться повторно. Например, неполный набор документов, просроченные справки или неверно составлено обращение. Такие недочеты легко исправить.

После чего человек вправе снова посетить администрацию.Новые данные будут внесены в систему Росреестра и там останутся. Ходатайство гражданин может написать самостоятельно или, скачав типовую форму, заполнить ее. В составлении подобных документов новичкам помогают юристы.

Это недорого, зато гарантия избежать ошибок.Подобными процедурами занимаются разные инстанции.

Куда обращаться, это зависит от принадлежности земли, кто хозяин:· государство – тогда арендатор адресует обращение Правительству страны;· субъект федерации – поможет вышестоящий орган;· юридическое/физическое лицо – местное самоуправление.Простым людям надо посетить городской/сельский совет.

Процесс переоформления осуществляется за 1-3 месяца.Любое лицо, заинтересованное в этом.

Как правило, это связано с будущими планами по использованию территории:1.

Владельцы – физические, юридические лица.2. Землепользователи – кому надел был передан государству на бессрочное/безвозмездное использование.3. Арендаторы, /субаренды. Свои действия они согласуют с непосредственным хозяином.4.

Уполномоченный орган – если надо перевести статус у муниципальных/государственных территорий.Арендатору придется согласовать действия с хозяином надела, без его одобрения переоформление невозможно. Вдобавок, собственник может аннулировать это, если не будет доволен результатом. Поэтому требуется письменное одобрение.Ходатайство считается основной бумагой, там отражены намерения заявителя и его полномочия.

Надо дополнить его другими документами, список которых определяется индивидуально.Можно уточнить на месте подачи:· паспорт гражданина или правоустанавливающие бумаги, касающиеся статуса организации;· кадастровый паспорт (можно выписку оттуда);· выписка ЕГРН (, там содержатся все кадастровые данные плюс принадлежность территории);· договор соцнайма (если участок изначально был передан государством частному лицу).Иногда требуется заключение госэкспертизы или выданное частным специалистом.

Оно нужно для обоснования безопасности процедуры. Что ее результаты не навредят окружающей среде или самой земле.В теории процесс кажется простым. Собрав документы, человек передает их уполномоченному органу и ждет решения.

На практике заявителям часто отказывают и причины вполне тривиальные.Сельскохозяйственные земли, категорию которых граждане хотят изменить, являются плодородными.

Соответственно, они представляют ценность. Там хорошо растут злаки и другие культурные растения.

Нецелесообразно разрешать строительство.Шансов больше, если участок заброшен или снизилась урожайность. Все зависит от проведенной экспертизы. Специалист оценивает качество, эффективность ее использования.

Насколько это повлияет на местную экологию, ухудшит или существующее положение.Важно, чтобы оно не навредило природе. Людям нельзя самовольно строить дома, где им понравится. Или возвести завод. Зонирование позволяет государству отслеживать действия простых граждан и местного муниципалитета.Чтобы земельный ресурс использовался планомерно.Смена категории не просто изменит порядок использования земли.

Она влияет на кадастровую стоимость объекта. Что соответственно, изменит налог, выплачиваемый собственником.Налоговая база обновляется в следующем указанном налоговом периоде после процедуры. Получается, гражданин заплатит один раз по старой методике начисления.

Потом размер налога изменится.Законодательство не принуждает граждан проводить оценку.

Это желание самого пользователя, если новый размер выплаты, его не устраивает.

Можно оспорить это в суде, а для подтверждения своей позиции использовать данные оценки.Генеральный план – общая схема, где отражены сведения, касающиеся развития территории. До утверждения документа осуществить смену категории проще.

Для чего гражданину достаточно принять участие в местных публичных слушаниях.Время утверждения для генерального плана определено Градостроительным кодексом (24 статья). Проект плана будет закреплен, когда закончатся все публичные слушания и позиции заинтересованных лиц учитываются.Собственники наделов вправе оспорить готовый план, если он влияет на их законные права. После утверждения шансы изменить категорию уменьшаются, но это возможно.

Надо подать заявку, где попросить внести изменения в него.Перед осуществлением перевода надо определить, каким будет дальнейшее использование земли.Соответственно, выбрать подходящую новую категорию для надела.

Стоимость перевода – 12000 рублей (сотка земли). Она универсальная.Окончательная сумма выявляется после проведения специалистами оценки сложности и продолжительности предстоящих работ. Инициатору кроме самого процесса нужно нанять юриста, которые будет общаться с властями, представляя его интересы.На практике непросто изменить категорию.

Иногда это возможно. Уполномоченный орган дает категорический отказ. Например, с/х земли признаны ценными и строиться там нельзя.Собственники могут применить альтернативу. Не устраивать самострой, а сменить вид разрешенного использования.

Это существенно проще, правда она не считается универсальным решением проблемы.Другой вариант – участвовать в организации утверждения генплана, когда туда вносятся глобальные обновления.

Будут публичные слушания, где позиция заинтересованных людей учитывается.По закону действовать может не только хозяин надела. Арендаторы тоже обладают полномочиями. Например, когда земли государственная и передана частным лицам.

Или владелец отдал другому человеку в аренду свою территорию.Здесь главное заручиться письменным одобрением владельца.

Ему самому участвовать не обязательно. Достаточно выразить документальное согласие и заверить документ у нотариуса.Когда земля – государственная/муниципальная, тогда инициатором может быть официальный владелец.

Действует на основании наследуемого владения или же бессрочного пользования.Отрицательное решение выносится по следующим причинам:· ходатайство подало неуполномоченное лицо;· собраны недостоверные документы;· пакет документации неполный;· в прошении обнаружены ошибки;· перевод невозможен;· ходатайство передано в другую инстанцию;· экологическая экспертиза содержит отрицательные результаты;· установлен запрет.Причина будет описана в тексте постановления, которое получит заявитель. Бывают устранимые или неустранимые. Первые можно исправить, например, заменить бумаги или переписать обращение.

После чего заявитель вправе обратиться снова.

Вторые исправить невозможно. Придется искать альтернативные варианты или забыть о своих планах.

Если решение показалось несправедливым, заявитель может обжаловать его.Происходит в суде, куда может обратиться арендатор или законный владелец земли. Он составляет иск, где указывает обстоятельства дела. Главное – суметь обосновать свою позицию.

Почему решение администрации кажется ему неправомерным.

Суд учтет факты и материальные доказательства.Свой иск гражданин дополняет бумагами:· квитанция оплаченной госпошлины (без нее заявление рассматриваться не будет);· ходатайство свое о переводе категории земли (образец поданного ранее в администрацию документа);· отказное уведомление;· доказательства, подтверждающие неправомерность решения;· бумаги, способные доказать нарушение прав у собственника.Если интересы владельца представляет другое лицо, надо предоставить суду нотариальную доверенность.

Ее выписывает собственник, потом заверяет нотариус.Изучив дело и рассмотрев документы, судья назначает дату заседания. Заинтересованные стороны получают уведомления.

Истец – собственник/арендатор земли, а ответчик – представитель администрации.

На суде будут выслушаны оба участника.Если выиграет истец, отказной вердикт будет аннулирован и требования истца удовлетворены.

Если он проиграет, решение уполномоченного органа останется неизменным.Вообще с переводом земельного участка сталкиваются часто люди, которые приобретают земли на бакнротных торгах, затем переводят ее в ИЖС, дробят на участки и продают. Весьма хорошо зарабатывают. Так что все возможно, главное потребность и желание.Автор статьиПроверено и написано статей65

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г.

N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня, 4, 18 декабря 2006 г., 10 мая, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 14 марта, 8 мая, 25 декабря 2009 г., 20 марта, 1, 12, 19 июля 2011 г., 7 июня 2013 г., 31 декабря 2014 г., 20 апреля 2015 г., 1 мая, 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 1 мая 2020 г.

Принят Государственной Думой 3 декабря 2004 года Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года См.

комментарии к настоящему Федеральному закону Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ Законом регулируются правоотношения, возникающие при решении вопросов об изменении целевого назначения земель.

Устанавливается порядок действий государственных органов и органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую: порядок инициирования перевода земель, содержание ходатайств и условия, сроки их рассмотрения, принятие решений о переводе земель и содержание таких решений, основания для отказа в переводе, порядок обжалования указанных решений.

Кроме того, устанавливаются особенности перевода отдельных категорий в другие категории, обязательность отнесения земельного участка к определенной категории земель и осуществление перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю. Федеральный закон вступает в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Настоящий Федеральный закон с 5 января 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 28 декабря 2004 г. N 244, в «Российской газете» от 30 декабря 2004 г.

N 290, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5276 В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 1 мая 2020 г.

N 100-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 мая 2020 г. от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г. от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ Изменения с 11 августа 2017 г.

от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ Изменения с 1 января 2017 г. от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ Изменения по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г.

N 499-ФЗ Изменения с 1 апреля 2015 г. от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 12 июля 2011 г.

N 209-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 1 июля 2011 г.

N 169-ФЗ Изменения с 1 июля 2011 г. от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 25 декабря 2009 г.

N 340-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 8 мая 2009 г.

N 93-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 июля 2008 г.

N 160-ФЗ Изменения с 1 января 2009 г. от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 8 ноября 2007 г.

N 261-ФЗ Изменения по истечении десяти дней после дня названного Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ Изменения по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 18 декабря 2006 г.

N 232-ФЗ Изменения с 1 января 2007 г., за исключением названного Федерального закона, который с 1 января 2008 г. от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ Изменения со дня Лесного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ Изменения со дня РФ от 17 апреля 2006 г.