44‑ФЗ простым языком. Часть 1


Государственные и муниципальные бюджетные учреждения Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  1. не принадлежит к оффшорным компаниям,
  2. не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  3. также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в .

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  • «Роскосмос»
  • ФАС — контролирует и наказывает
  • Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  • «Росатом»
  1. Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  2. Заключение контрактов и их исполнение.
  3. Контроль закупок.
  4. Отбор поставщиков.

  1. Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  2. Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  3. Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  4. Плату за участие в закупках.
  5. Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  6. Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  7. Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  1. «Росатом»;
  2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
  3. Президент Российской Федерации;
  4. «Роскосмос»;
  5. Правительство Российской Федерации;
  6. Федеральные органы исполнительной власти;

44-ФЗ основывается на положениях , и кодексов Российской Федерации Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку.

Например, больницы, школы, вузы, научные институты, Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты.

В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы. Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

  1. Единый каталог товаров, работ и услуг.
  2. Планы закупок, планы-графики,
  3. Реестр недобросовестных поставщиков.
  4. Отчетность по исполненным контрактам,
  5. Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  6. Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.
  7. Информацию о рыночных ценах на товары,
  8. Правила нормирования,
  9. Единая регистрация и реестр участников закупок.
  10. Шаблоны контрактов,
  11. Информацию о закупках, возможность их поиска,
  1. Электронное актирование и приемка.
  2. Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д.

на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти . Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках.

В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС.

Все документы подписывают электронной подписью:

  1. Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.
  2. Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС.

Подробнее о нём мы . В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги.

По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Основной документ заказчика — план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года.

Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  1. Информация о банковском сопровождении контракта,
  2. Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  3. Месяц и год объявления закупки,
  4. НМЦ каждого контракта,
  5. Название, номер, требования к товарам и участникам,
  6. Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  7. Применение критериев оценки закупки и др.
  8. Способ закупки,

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют.

Виновных привлекают к административной ответственности. Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона.

Все нормативы есть в ЕИС. Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты.

Подробнее об этих мерах мы писали .

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ: наглядное сравнение в таблице

223-ФЗНовичкамАвтор:Вера Жарова Разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ:

  1. действуют на неодинаковые категории заказчиков;
  2. отличаются по способам и механизму проведения закупок.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной Что регулирует ФЗ 44 В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары и услуги.

Это так называемая контрактная система. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав.
С 1 апреля контрактное законодательство изменено в части закупок способом запрос котировок в электронной форме (449-ФЗ от 27.12.2019):

  1. увеличена максимальная стоимость таких заказов до 3 млн рублей;
  2. разрешена отмена запроса котировок в электронной форме не позднее, чем за час до окончания подачи предложений;
  3. сокращен минимальный срок подачи предложений до 4 рабочих дней;
  4. запрещено внесение изменений в извещение.
  5. ускорена процедура заключения контракта и отменен протокол разногласий;

Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 01.04.2021».

Бесплатно следите за изменениями в госзакупках с помощью специального обзора в КонсультантПлюс. На одной странице собраны все поправки и разъяснения 44-ФЗ и 223-ФЗ для чайников от экспертов. Получить бесплатный доступ в КонсультантПлюс на 2 дня Что регулирует ФЗ 223 В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т.д.
Получить бесплатный доступ в КонсультантПлюс на 2 дня Что регулирует ФЗ 223 В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т.д.

На первый взгляд, правила по ФЗ 44 и по ФЗ 223 очень похожи.

Но при более внимательном изучении этих нормативных актов опытные поставщики разбираются, чем отличается ФЗ 44 от ФЗ 223. Последний дает участникам определенную свободу.

Они вправе прописывать собственные условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. ФЗ 223 направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.

С 1 апреля вступают в силу изменения закона №223, которые относятся к тендерам для МСП (452-ФЗ от 22.12.2020):

  1. уточнено, какие сведения запрашивать у участника.
  2. изменен порядок проведения конкурса в электронной форме;
  3. появились требования к заявкам;

Подробнее: «Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ в 2021 году». Также расширяется перечень заказчиков и Минфин наделяется функцией мониторинга закупок.

С 16 апреля вступают в действие изменения, которые обязывают заказчиков проводить расчет начальной (максимальной) цены договора. На корректировку Положения дали 90 дней (86-ФЗ от 05.04.2021).

В чем разница 44-ФЗ и 223-ФЗ Изложить содержание и кратко рассказать, в чем разница закупки по 44 и 223-ФЗ, довольно сложно. Бывают ситуации, когда применяются сразу оба. В них используют похожую терминологию, а это путает начинающих поставщиков и приводит к глупым ошибкам.

Провели сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ в таблице, чтобы наглядно представить сходства и различия ФЗ 44 и ФЗ 223 по таким критериям:

  1. торговые площадки для электронных торгов;
  2. борьба с демпингом;
  3. сроки для участия;
  4. как и куда подаются жалобы.
  5. обоснование начальных цен;
  6. обеспечение заявок, контрактов и гарантийных обязательств;
  7. способы определения поставщиков;
  8. отчетность в ЕИС;
  9. расторжение и изменение контрактов;
  10. преимущества для участников;
  11. заказчики;
  12. участники;
  13. плата за победу;
  14. подпись для электронных документов;

Приводим таблицу отличий 223-ФЗ и 44-ФЗ с актуальными изменениями. ФЗ №44 ФЗ №223 Кто выступает заказчиком

  1. Роскосмос, Росатом;
  2. государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения;
  3. орган, управляющий внебюджетным фондом государства;
  4. бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов
  1. унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов.
  2. юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн рублей с поддержкой государства;
  3. предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%;
  4. естественные монополии;

Подробнее: «Какие организации вправе проводить закупки по 223-ФЗ» Кто участники

  1. физлица и ИП.
  2. юридические лица (не имеющие статуса офшорных компаний);

Есть заказы, в которых заказчики в документации устанавливают право заключить контракт одновременно с несколькими участниками торгов. Например, средств для реабилитации инвалидов.

Это указано в ч. 10 ст. 34 44-ФЗ

  1. юрлица и физические и индивидуальные предприниматели;
  2. коллективные участники (подробнее: «Инструкция по совместному участию в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ»);
  3. самозанятые. Подробнее: «Как самозанятые участвуют в закупках: возможности, правила, преимущества»

Кто имеет преимущества

  1. учреждения и предприятия УИС;
  2. организации инвалидов.

Для СМП и СОНКО законом установлены правила: 15% от общего объема госзакупок за год эти организации обязаны делать у таких поставщиков. Подробнее:

«Кому и когда положены преференции и преимущества по 44-ФЗ»

Вот в чем разница закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ среди субъектов малого и среднего предпринимательства: годовой объем закупок по ФЗ 223 у таких субъектов не меньше 20% совокупного годового объема договоров, а по ФЗ 44 всего 15%. Подробнее: «Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ».

Нормы установлены в ПП №1352 от 11.12.2014 Какие виды тендеров бывают

  1. запрос котировок (офлайн и в электронной форме);
  2. запрос предложений.
  3. электронный аукцион;
  4. конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный и все эти виды в электронной форме);
  5. госзакупка у единственного поставщика;
  6. закрытые процедуры (конкурсы всех видов и аукционы как в электронной форме, так и в режиме офлайн);

Подробнее: «Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ»

  1. прочие способы, которые указаны в Положении.
  2. конкурентная закупка, организованная в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства;
  3. покупка продукции у единственного поставщика;
  4. закрытая конкурентная закупка;
  5. конкурентная закупка, организованная в форме аукциона, конкурса, запроса котировок и предложений;

Подробнее: «Как оформить положение о закупках по 223-ФЗ» Торговые площадки для электронных торгов Требования к площадкам (в том числе и к специализированным для закрытых процедур) утверждены ПП №656 от 08.06.2018. А сам список площадок перечислен в РП №1447-р от 12.07.2018.

Среди них:

  1. «Российский аукционный дом»;
  2. ЕЭТП;
  3. «Электронные торговые системы»;
  4. «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
  5. «Сбербанк-АСТ»;
  6. ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  7. «РТС-тендер»;
  8. «ТЭК-Торг»

Заказчики обязаны размещать тендеры среди субъектов МСП на тех же площадках, что и по ФЗ №44. Остальные закупки разрешено публиковать на любых электронных площадках. На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату Кем определяются сроки для участия Сроки задаются в законе Задаются конкретные сроки только для конкурентных закупок.

Если сделка заключается с единственным поставщиком, то срок указывает сам заказчик в Положении Какая подпись нужна для электронных документов Для визирования документов используют усиленную квалифицированную подпись (ст.

4 №44). Она применяется на восьми федеральных площадках Также необходима усиленная квалифицированная ЭЦП (ч. 5 ст. 3.3 закона). Ее используют на всех восьми федеральных площадках и на коммерческих (их около 170). Более подробную информацию о пакете и отличии электронной подписи по 223-ФЗ от 44-ФЗ дают специалисты в удостоверяющих центрах в момент получения ЭЦП.

Подробнее:

«Как получить квалифицированную и неквалифицированную электронную подпись поставщика»

Как обеспечиваются заявки, контракты и гарантийные обязательства Обеспечивать заявку необходимо для конкурсов и аукционов при заявленной НМЦК более 1 млн рублей.

Для госзакупок с НМЦК меньше 1 млн заказчики вправе не требовать обеспечения заявки. Способами выступают:

  1. денежные средства на спецсчете (подробнее: «Как открыть спецсчет для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ»;
  2. банковская гарантия (подробнее: «Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить».

Для исполнения контракта обеспечение всегда обязательно (кроме ситуаций, перечисленных в ч.

2 ст. 96, где обеспечение — это право заказчика).

Размер составляет от 0,5 до 30% от НМЦК. А для госзакупок с ограничениями для СМП и СОНКО размер высчитывают от цены, по которой заключают контракт.

У малого бизнеса есть возможность не обеспечивать госконтракт при определенных условиях.

Подробнее: «Вносим обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ». Гарантийные обязательства с 01.07.2020 устанавливаются в необязательном порядке. Подробнее:

«Как прописать в госконтракте гарантийные обязательства»

Для конкурентных закупок обеспечивать заявку не нужно, если НМЦК — менее 5 млн рублей.

В противном случае заказчики выдвигают такое требование (это их право), но не более чем на 5% от НМЦК. Для обеспечения договоров правила устанавливает заказчик в Положении. Требования об обеспечении гарантийных обязательств в законе нет.

Заказчики вправе прописать правила предоставления такого обеспечения в положении о закупках Плата за победу Победителю госзакупки за победу придется отдать:

  1. 1% от цены госконтракта, но не больше 6000 рублей;
  2. 1% от цены контракта, но не больше 2000 рублей, если госзакупка проходит с ограничениями для СМП и СОНКО.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки В тендерах с ограничениями для МСП плата с победителя, как правило, составляет 1% от НМЦ. Каждая площадка самостоятельно утверждает предельные значения платы за победу. Подробнее:

«Сколько стоит победа в госзакупке: тарифы электронных площадок»

Как борются с демпингом Каждый участник тендера подтверждает добросовестность или предоставляет увеличенное обеспечение контракта, если снизил начальную цену больше чем на 25%.

Подробнее:

«Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: что это и как правильно применять»

Заказчик вправе установить требования для борьбы с демпингом в Положении Обоснование начальных цен Необходимо для каждой процедуры. Это правило устанавливается в ст.

22. Подробнее:

«Инструкция по обоснованию НМЦК по Приказу Минэкономразвития №567»

С 16 апреля вступают в действие изменения, которые обязывают заказчиков проводить расчет начальной (максимальной) цены покупки. Как провести расчет — указывают в Положении, которое придется поправить в течение 90 дней.

Если Положение не опубликовать в ЕИС вовремя, то обосновывать начальные цены заказчику придется по 44-ФЗ (ст. 22) Какие отчеты размещают на портале закупок 44-ФЗ и 223-ФЗ (ЕИС)

  1. сводный аналитический отчет (куда должны входить результаты мониторинга госзакупок) (подробнее: «Мониторинг закупок по 44-ФЗ: кто и как контролирует»);
  2. о госзакупках у СОНКО и СМП;
  3. о количестве продукции, которая приобреталась в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).

Подробнее: «Отчетность заказчиков по 44-ФЗ: правила, образцы и сроки сдачи» Годовые и ежемесячные отчеты:

  1. о покупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. о закупках высокотехнологической и инновационной продукции;

Подробнее: «Инструкция по составлению годового отчета о закупках у МСП по 223-ФЗ» Как расторгнуть или изменить контракт Существенные условия контракта менять нельзя.

Исключение — строительные закупки, в них изменяют объем и срок работ не более чем на 30%. Подробнее:

«Инструкция по закупке строительных и ремонтных работ по 44-ФЗ»

.

Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик составляют протокол разногласий. В установленных законом случаях (ч. 1 ст. 95) изменяют условия, как правило, по соглашению сторон.

Подробнее: «Как изменить существенные условия госконтракта».
Каким образом контракт расторгают:

  1. по соглашению сторон (подробнее: «Как оформить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон»);
  2. при одностороннем отказе любой из сторон;
  3. на основании решения суда

Правил предоставления протокола разногласий при заключении контракта закон не регулирует.

А при исполнении договора меняют:

  1. количество;
  2. объемы;
  3. сроки исполнения условий.

Расторжение — только по решению суда, если один из участников нарушил существенные условия контракта Как и куда подаются жалобы

  1. в ФАС России;
  2. в уполномоченные на рассмотрение жалоб органы субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Подробнее: «Инструкция: как жаловаться на заказчика по 44-ФЗ через сайт ФАС» Как участники торгов должны проходить по процедуре обжалования, указано в ст. 18.1 135-ФЗ. Что обжалуют:

  1. неразмещение сведений о торгах в ЕИС;
  2. предъявление к участникам торгов требований, не предусмотренных тендерной документацией.
  3. действие (либо бездействие) заказчика;
  4. нарушение, которое допустил оператор ЭТП;

Подробнее: «Как жаловаться в ФАС на действия заказчика по 223-ФЗ» Рассказываем, чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами: заказчики по 44-ФЗ опираются в работе исключительно на закон, те, кто работают по 223-ФЗ, — берут за основу положение о закупке.

Этот документ разрабатывают по рекомендациям, которые изложены в федеральном законе о закупках отдельными категориями юрлиц. Часть регламента работы, который прописан в положении, заказчики разрабатывают самостоятельно.

+78 Поделиться: Предыдущая записьИнструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 01.04.2021Следующая записьКак открыть спецсчет для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ 12.03.2020Как оформить тендерный кредит для исполнения госконтракта 12.03.2019Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить 12.03.2019Инструкция по составлению конкурсной документации

Закупки по 223‑ФЗ в 2017 году

Статья-обзор о том, что регулирует закон 223-ФЗ, кто и как по нему работает. Рекомендуем начинающим заказчикам и поставщикам, чтобы разобраться в закупках по 223-ФЗ Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства.

Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ. Федеральный закон от 18.07.2011г.

№ 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

вступил в силу с 1 января 2012 года.

Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ.

Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах. Содержание статьи:

  • Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
  • Основные принципы 223-ФЗ
  • Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ
  • 223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий
  • 223-ФЗ: электронная подпись
  • Кто работает по 223-ФЗ

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ».

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Повышение квалификации (72 часа) 223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке.

Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче. 44-ФЗ 223-ФЗ Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр.

заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок* На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем Основные принципы 223-ФЗ Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе.

Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  • Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  • Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  • Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  • Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

Кто работает по 223-ФЗ Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ. Заказчики по 223-ФЗ: Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр.

(п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности. Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ.

По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков.

Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.

Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту.

В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ.

Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе». Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ.

Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ.

То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44?

44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье. На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ.

Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий. Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать): Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132

«Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки»

) – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность. Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон».

И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон. Действия заказчика: Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз.

При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа: Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП): В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч.

3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС.

Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам: Заявка участника Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки: Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться? 223-ФЗ: электронная подпись Сертификат ЭП Получить или продлить в УЦ СКБ Контур Подробнее Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе.

Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.

  1. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
  2. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать.

А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

  • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  • Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%.

    Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.

  • за счет грантов, субсидий;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
  1. Извещение о закупке.
  2. План закупок.
  3. Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  4. Положение о закупках.
  • новую редакцию положения о закупке;
  • документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru.
  • Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  1. отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
  2. для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб.

    Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры.

    И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП.

    По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.

  3. для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  4. отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу. 139 070

  1. Новые статьи
  2. Популярные
  1. Жалоба по 44-ФЗ: как правильно составить и подать
  2. Коллективное участие в закупках по 223‑ФЗ
  3. Как подтвердить страну происхождения товара
  4. Запрос котировок по 44‑ФЗ: правила участия
  5. Обжалование действий заказчика по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
  1. Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику
  2. Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать
  3. Как вести план‑график в 2021 году
  4. Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ
  5. Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур.

Бесплатный курс

«Отдельные вопросы по контрактной системе в сфере закупок»

Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем заказчиков и поставщиков Посмотреть программу Обзор судебной и арбитражной практики за II квартал 2021 года Бесплатно Воронцов П. П. Вебинар, 2 июля, 10:00 мск Правила хранения закупочных документов по 44-ФЗ и 223-ФЗ Пластинина Е.

А. Вебинар, 17 сентября, 10:00 мск Национальный режим в закупках радиоэлектронной продукции. Правила‑2021 Воронцов П. П. Запись вебинара Статьи по теме

  1. Коллективное участие в закупках по 223‑ФЗ
  2. Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году
  3. Обжалование действий заказчика по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
  1. Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
  2. Электронная подпись для торгов.

    Что надо знать поставщику и заказчику

  3. Закупки в условиях карантина. Ответы на вопросы

Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше.

В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья. Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ? № 44-ФЗ Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков.

Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг. 44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки.

Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках.

А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров. Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время.

Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика. Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации. Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  1. Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  2. Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  3. Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).
  4. Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик. На каких ЭТП проводят торги? Заказчики по 44-ФЗ Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru.

Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант. Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков.

Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись. Способы закупок В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки

  1. запросы ценовых котировок.
  2. запросы предложений;
  3. конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  4. аукционы (электронные, закрытые);

С 2020 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде.

Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись. Неконкурентные закупки К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ Способы закупок по 223-ФЗ В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс.

Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению. Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  1. Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  2. Отчет об исполнении контракта;
  3. Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  1. отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
  2. отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  3. отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  4. отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Обеспечение исполнения обязательств по контракту Федеральный закон 44-ФЗ С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение.

Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта. Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО).

Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа. Федеральный закон 223-ФЗ Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Расторжение контракта и возможность внести изменения Федеральный закон 44-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя.

Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%. Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий. Федеральный закон 223-ФЗ Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг.

В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика. Обжалование действий заказчика Федеральный закон 44-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  1. Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  2. Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.
  3. В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год). Федеральный закон 223-ФЗ Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС.

Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом. Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru).