Решение № 2А-3997/2017 2А-3997/2017~М-3009/2017 М-3009/2017 от 29 июня 2017 г. по делу № 2А-3997/2017


рублей, направив его в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области. Административный истец Колесникова Л.В.

в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена, просит рассмотреть дело в её отсутствие.Представитель административного ответчика УПФР в г. Волжском Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Волжском Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В письменных возражениях просит отказать в удовлетворении административных исковых требованиях, поскольку административный истец является нотариусом и в силу требований закона является лицом, обязанным уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Исходя из смысла п.2 ч.1 ст. Закона № 212-ФЗ нотариусу являются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и не относятся к категории индивидуальных предпринимателей, в связи с чем правовая позиция Конституционного суда, изложенная в Постановлении № 27-П не применима к данной категории плательщиков страховых взносов.Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Поскольку в судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии с положениями ст.

ч.7 КАС РФ. Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. , гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст. , гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.В судебном заседании установлено, что Колесникова Л.В. является нотариусом, занимающимся частной практикой, что подтверждается копией приказа Отдела юстиции Администрации Волгоградской области №.

от «.».г. В соответствии с п.2 ст. ФЗ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации»

, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего в период до 01 января 2017 года, нотариусы, занимающиеся частной практикой, отнесены к плательщикам страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Как следует из представленной в материалы дела налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) доход нотариуса Колесниковой Л.В.

за 2014 год составляет <.> рублей, при этом сумма профессиональных налоговых вычетов составляет <.> рублей, сумма налогооблагаемого дохода (частичного дохода) составляет <.> рублей; за 2015 год составляет <.> рублей, при этом сумма профессиональных налоговых вычетов составляет <.> рублей, сумма налогооблагаемого дохода (частичного дохода) составляет <.> рублей. В судебном заседании установлено, что за 2014 год административный истец Колесникова Л.В., как нотариус, занимающийся частной практикой, выплатила страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в общем размере <.> рубля, что подтверждается чек-ордером от «.».г.

За 2015 год Колесникова Л.В., как нотариус, занимающийся частной практикой, выплатила страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в общем размере <.> рублей, что подтверждается чек-ордером от «.».г. Размер страховых взносов, с сумм превышающих <.> рублей, в Пенсионный фонд РФ за указанный период времени был исчислен из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.

Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 ноября 2016 года №27- П

«По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании»

и статьи Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты физическим лицам, подлежит уменьшению на профессиональные налоговые вычеты, а именно на величину фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. В связи с указанными обстоятельствами, «.».г.

Колесникова Л.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.

Волжском Волгоградской области с заявлением о перерасчете уплаченных административным истцом в 2014 году и в 2015 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхованием с сумм дохода, превышающих <.> рублей в год с учетом сумм произведенных расходов, связанных с профессиональной деятельностью Колесниковой Л.В.

за указанный период, согласно данным представленной налоговой отчетности за 2014-2015 годы, и зачете образовавшейся в результате перерасчета суммы переплаты по страховым взносам за 2014 год и 2015 годы в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год.

Ответом УПФР в г. Волжском Волгоградской области от «.».г.

№. Колесниковой Л.В. было отказано в перерасчете сумм уплаченных страховых взносов с суммы дохода превышающего <.> рублей на том основании, что размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2014-2015 года исчислен верно и не подлежит перерасчету, указав, что положения постановления Конституционного суда РФ от 30 ноября 2016 года №27- П исключительно затрагивают вопрос определения размера дохода, учитываемого для определения размера стразовых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, право нотариусов на применение правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в вышеуказанном Постановлении отсутствует, так как нотариусы являются отдельной категорией плательщиков страховых взносов.Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам не только свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности (включая организационно-правовую форму ее осуществления) и профессию, но и право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, в том числе посредством создания пенсионной системы (статья 7, часть 2; статья 39, части 1 и 2).Одним из важнейших элементов этой системы является обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как это прямо следует из статьи Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

, служат основой для формирования финансовой базы (финансовых источников), предназначенной для осуществления страховщиком — Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).В соответствии со ст.

Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно п.1. Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1, ПФР является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.Круг полномочий Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, определенных в ст.
Согласно п.1. Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1, ПФР является самостоятельным финансово — кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.Круг полномочий Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, определенных в ст. Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

включает в себя права и обязанности властной направленности, в частности- по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, а также за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения.В силу ст.

Федерального закона от 03 июля 2016 года №250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.В соответствии с пунктом 1 статьи Закона №250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.Расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 года, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст.

Закона №250-ФЗ).Соответственно, полномочиями по рассмотрению вопроса о перерасчете и возврате сумм уплаченных плательщиком страховых взносов за 2014-2015 годы на обязательное пенсионное страхование, обладают органы Пенсионного фонда Российской Федерации.В соответствии с частью 1 статьи , пункта 1 части 2 статьи Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

, действовавшего в 2014, 2015 года на момент возникновения спорных правоотношений, плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.В соответствии со статьей Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», индивидуальные предприниматели адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период. Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона (26%), увеличенное в 12 раз.Согласно пункту 1 части 8 статьи Закона №212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей Налогового кодекса Российской Федерации.Статья Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в подпункте 2 пункта 1, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и оплату суммы налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Согласно пункту 2 статьи Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.При этом статья Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая порядок исчисления НДФЛ, с учетом взаимосвязанных положений статьей и Налогового кодекса, предусматривает право налогоплательщика при определении налоговой базы по НДФЛ уменьшить сумму полученных от деятельности доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.Таким образом, положения статьи Налогового кодекса Российской Федерации могут применяться только в совокупности с взаимосвязанными положениями статьей , и Налогового кодекса, а, следовательно, размер подлежащих уплате страховых взносов должен определяться исходя из полученных нотариусом в спорном периоде доходов уменьшенных на суммы, произведенных им в связи с осуществлением деятельности расходов.Соответственно, и расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для рассматриваемой категории лиц подлежит исчислению на основании статьи Налогового кодекса с учетом положений пункта 1 статьи Налогового кодекса.Постановлением от 30 ноября 2016 года №27-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

и статьи Налогового кодекса Российской Федерации.Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производят им выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.Конституционный суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1части 8 статьи Закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статьи Налогового кодекса РФ в той мере, в которой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В силу статей 74, 101 и 102 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации по запросу суда проверяет конституционность оспариваемых нормативных положений в той части, в какой они подлежат применению в находящемся в производстве суда деле, оценивая как буквальный смысл этих положений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием, а также сложившейся правоприменительной практикой, и учитывая их место в системе норм.Указанные конституционные разъяснения и толкования норм статьи 14 Федерального закона « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи Налогового кодекса Российской Федерации, в полном объеме относятся и применимы к нотариусам, занимающимся частной практикой, поскольку нотариусы наравне с индивидуальными предпринимателями являются плательщиками доходов на физических лиц и порядок уплаты страховых взносов и исчисление и уплата налогов в соответствии со ст. Налогового кодекса РФ для них являются идентичными.Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 1998 года №19-П разъяснил, что Конституционный Суд Российской Федерации выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение и его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.В связи с изложенным, правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации о толковании вышеуказанных норм закона к спорным правоотношениям применяется независимо от даты принятия такого постановления, в связи с чем, мотивы, изложенные в отказе, противоречат вышеуказанным нормам законодательства.Так, по сведениям представленной ИФНС по г.Волжскому Волгоградской области подтверждаемым налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), общая сумма доходов Колесниковой Л.В. за 2014 год составила <.> рублей.Доход плательщика превышает <.> рублей, с которого начисляются страховые взносы в фиксированном размере 1% дохода свыше <.> рублей.Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2014 год уплачены Колесниковой Л.В.

в фиксированном размере, а именно: фиксированный платеж <.> рублей (размер МРОТ) х 26% х 12 месяцев = <.> рублей.Расчет суммы страховых взносов, исчисляемый с суммы, превышающей <.> рублей: <.> рублей (сумма валового дохода от нотариальной деятельности) – <.> рублей (сумма профессиональных налоговых вычетов) – <.> рублей х 1% = <.> рублей.

Расчет суммы страховых взносов, исчисляемый с суммы, превышающей <.> рублей в 2014 году составил: <.> рублей (база для исчисления) – <.> рублей х1% = <.> рубля.

Излишняя уплата страховых взносов за период 2014 год составила <.> рубля – <.> рублей = <.> рубль.

Общая сумма доходов Колесниковой Л.В. за 2015 год составила <.> рубля.Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2015 год уплачены в фиксированном размере, а именно:фиксированный платеж <.> рублей (размер МРОТ) х 26% х 12 месяцев = <.> рублейРасчет суммы страховых взносов, исчисляемый с суммы, превышающей <.> рублей: <.> рублей (сумма валового дохода от нотариальной деятельности) – <.> рублей (сумма профессиональных налоговых вычетов) – <.> рублей х1% = <.> рублей.

Расчет суммы страховых взносов, исчисляемый с суммы, превышающей <.> рублей в 2015 году составил: <.> рублей (база для исчисления) – <.> рублей х1% = <.> рублей. Излишняя уплата страховых взносов за период 2014 год составила <.> рублей.

Таким образом, общая сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2014,2015 года составила: <.>В то время, как оплачена сумма в большем размере, без учета указанных в декларации налоговых вычетов, что не основано на законе, что является основанием для перерасчета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 годы.При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что УПФР в г.

Волжском Волгоградской области неправомерно уклоняется от перерасчета сумм страховых взносов за 2014- 2015 годы Колесниковой Л.В. и отказ от «.».г. №. не основан на вышеуказанных нормах действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца как плательщика страховых взносов.На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Колесниковой Л.В.
и отказ от «.».г. №. не основан на вышеуказанных нормах действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца как плательщика страховых взносов.На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Колесниковой Л.В.

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области о признании незаконным отказа в перерасчете Колесниковой Л.В.

сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию с суммы дохода, превышающего <.> рублей за 2014,2015 годы; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области принять решение о возврате Колесниковой Л.В.

суммы излишне плаченных страховых взносов за 2014 год в размере <.> рубль и суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере <.> рублей.

Руководствуясь ст.ст.-, -, , суд РЕШИЛ:Административное исковое заявление Колесниковой Л.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волжском Волгоградской области о признании незаконным отказа в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, возложении обязанности принять решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, удовлетворить.Признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.

Волжском Волгоградской области от «.».г.

№. в перерасчете Колесниковой Л.В. сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию с суммы дохода, превышающего <.> рублей за 2014,2015 годы и зачете Колесниковой Л.В. образовавшуюся в результате перерасчета суммы переплаты по фиксированным страховым взносам за 2014,2015 годы с суммы дохода, превышающего <.> рублей в счет уплаты фиксированных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год на №.Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.

Волжском Волгоградской области принять решение о возврате Колесниковой Л.В.

суммы излишне плаченных страховых взносов за 2014 год в размере <.> рубль и суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере <.> рублей, а всего в размере <.> рублей, направив его в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области.Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.Судья — подпись С.Г.

ШестаковаСправка: мотивированное решение изготовлено 03 июля 2017 года.Судья — подпись С.Г. ШестаковаВолжский городской суд (Волгоградская область) нотариус Колесникова Людмила Владимировна ГУ — Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Волжском Волгоградской области Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по г.

Волжскому Волгоградской области Горячев А.Ф. Шестакова Светлана Георгиевна (судья)

Когда ФСС отказывает в возмещении пособия

Нередки ситуации, когда работодатель (страхователь), произведя выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и подав в Фонд социального страхования заявление (о возмещении расходов), получает отказ.

Разберем различные случаи отказа в возмещении расходов, понесенных работодателями на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также причины принятия Фондом соответствующих решений.

(далее — Закон № 81-ФЗ) устанавливается единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. В силу части 1 статьи 3, части 1 статьи 4 Закона № 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств ФСС РФ.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены . В подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.

В силу лицами, работающими по трудовым договорам, в целях № 255-ФЗ, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.Закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Согласно части 2 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ, в том числе, страховым случаем по обязательному социальному страхованию признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В пункте 1 статьи 9 установлено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. В силу статьи 12 Закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ).Итак, для возникновения у работодателя обязанности по выплате страхового обеспечения по рассматриваемому виду социального страхования необходимо:

  1. наличие трудовых отношений на дату наступления страхового случая;
  2. непосредственно наступление страхового случая;
  3. документальное подтверждение наступления страхового случая.

Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Следовательно, Фонд социального страхования в силу закона наделен полномочиями по контролю и проверке правильности расходования денежных средств на выплату страхового обеспечения.Важно!

Интересы сотрудника, имеющего право на получение пособий по государственному социальному страхованию, в данном случае не затрагиваются. При подаче заявления юридическим лицом с требованием возместить произведенные в пользу застрахованного лица страховые выплаты Фонд проводит проверку. В ходе проверки Фонд при наличии необходимости запрашивает документы, которые, в первую очередь, подтверждают трудовую деятельности и непосредственно осуществление выплаты в пользу застрахованного лица.

В ходе проверки Фонд при наличии необходимости запрашивает документы, которые, в первую очередь, подтверждают трудовую деятельности и непосредственно осуществление выплаты в пользу застрахованного лица.

Кроме того, в случае возникновения у Фонда сомнений в реальности трудовых отношений, наличия сомнений в правомерности выплаты по страхованию Фондом могут быть запрошены и иные документы, например:

  1. результат осуществляемой деятельности — например, какой-либо овеществленный предмет, если работа связана непосредственно с созданием новых объектов; если деятельность связана с работой с людьми можно, к примеру, представить отчет о работе из автоматизированной информационной системы, а также иные доказательства, подтверждающие реальность осуществления деятельности.
  2. копия трудовой книжки — для оценки способности выполнения соответствующей функции застрахованным лицом;
  3. табель учета рабочего времени — для подтверждения нахождения работника на рабочем месте;
  4. диплом об образовании — для установления факта соответствия лица занимаемой должности;

Таким образом, для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать реальность трудовых отношений с застрахованным лицом.

Со своей стороны, Фонд в случае отказа должен подтвердить надлежащими доказательствами вывод о создании искусственной ситуации, направленной на незаконное возмещение средств Фонда. При проведении проверок нередки случаи, когда у Фонда возникают сомнения в объективной необходимости введения новой должности.

Конечно, работодатель в случае появления сомнений со стороны Фонда может представить доказательства наличия такой необходимости. Например, представить документы, указывающие на расширение предприятия, рост количества заказов со стороны контрагентов и др. Между тем, суды придерживаются той позиции, что целесообразность принятия новых работников, определение порядка распределения должностных обязанностей между работниками является прерогативой работодателя и не входит в компетенцию Фонда.

Вызывает определенные сомнения у Фонда заключение трудового договора с работником в период осуществления последним ухода за ребенком. Однако, такие обстоятельства не свидетельствуют о незаконности действий работодателя, так как в статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, в частности, по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Следовательно, непринятие на работу женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, напротив, будет нарушением действующего трудового законодательства. Следует отметить, что в тех случаях, когда в результате проверки, проведенной Фондом, будет установлено, что лицо принято на должность незадолго до наступления страхового случая, не соответствует требованиям, предъявляемым к должности, фактически (при наличии заключенного трудового договора) трудовую деятельность не осуществляло, доказательства наличия результатов труда не представлены, Фонд вполне обоснованно (с точки зрения судов) может отказать в возмещении расходов на цели социального обеспечения.

Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 2901/04 указано, что руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.

Таким образом, для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 № 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу. Вместе с тем, указанные обстоятельства имеют правовое значение в том случае, если по результатам проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности получения денежных средств из ФСС РФ под видом возмещения пособия по беременности и родам и единовременного пособия.

Таким образом, Фонд вправе оценивать трудоустройство застрахованных лиц как фиктивное, делать выводы о необходимости трудоустройства работников, устанавливать действительность возложенных на работника функций, поскольку Фонд наделен полномочиями по оценке обоснованности и документального подтверждения заявленных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию.

В следующем номере мы разберем иные случаи, когда Фонд социального страхования отказывает в возмещении произведенных выплат по обязательному социальному страхованию.