Заявление на благоустройство придомовой территории: образец 2021 года


› На чтение15 мин. Просмотров59 Обновлено 18.04.2021 Благоустройство придомовой территории относится к компетенции общего собрания собственников, а содержание её в надлежащем состоянии – обязанность управляющей домом организации.

Читайте о том, как УО совместно с жителями дома может реализовать интересный проект по благоустройству двора. Придомовая территория МКД с элементами благоустройства входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, если земельный участок под МКД поставлен на кадастровый учёт (п.

Придомовая территория МКД с элементами благоустройства входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, если земельный участок под МКД поставлен на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). В таком случае организация, заключившая договор управления с собственниками, отвечает за надлежащее содержание участка и находящихся на нём объектов.

Решение о благоустройстве земельного участка, установке на нём новых объектов: детской или спортивной площадки, элементов озеленения, парковки – принимается на общем собрании собственников помещений в доме (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть) Бремя содержания таких объектов лежит на собственниках. Стоимость их содержания включается в перечень работ и услуг по договору управления, также – в размер платы за жилое помещение, выставляемой УО жителям дома.

Подобные изменения условий договора управления утверждаются собственниками на ОСС. Под благоустройством двора понимается перечень различных мероприятий: озеленение, зонирование, асфальтирование, установка детских и спортивных площадок, уличной мебели, ограждений, покрытий, малых архитектурных объектов, организация парковки, освещения. Жители могут решить сделать что-то одно или разработать целый проект по изменению облика придомовой территории.

Чаще жители дома выступают с предложением установить детскую площадку или организовать парковку. Так же они имеют право реализовать в своём дворе целый проект с приминением арт-дизайна и правил зонирования. Но инициаторы изменений не всегда понимают, что нужно сделать, чтобы получить для этого поддержку других жителей дома, с чего начать.

В этом помогут рекомендации методического пособия по развитию дворов в малых городах, разработанного участниками проекта «Создай свой город».

Согласно пособию, первым шагом к реализации плана по изменению двора многоквартирного дома является как раз создание инициативной группы жителей. Чаще всего эта группа возникает без участия УО или ТСЖ, и именно она предлагает благоустроить территорию. Но идею должны поддержать собственники помещений на общем собрании.
Но идею должны поддержать собственники помещений на общем собрании.

Поэтому до того, как провести такое собрание, инициативная группа совместно со специалистами УО должны проработать свои предложения, собрать информацию.

Это важно по нескольким причинам:

  • Инициативные жители дома при этом подтвердят желание участвовать в благоустройстве двора, смогут чётко определить запрос на изменения: что, по их мнению, нужно поменять, какие есть идеи, на чём сделать акцент.
  • Выносить вопрос о благоустройстве двора на обсуждение с широким кругом жителей, в том числе на общем собрании собственников, нужно только после появления у инициаторов конкретных предложений, чётких вопросов. Люди не любят, когда их отрывают от дел для обсуждения абстрактных идей.
  • Заранее необходимо определить возможные источники финансирования работ: из средств на текущий или капитальный ремонт, за счёт целевых взносов жителей дома, за счёт участия в муниципальных и федеральных целевых программах.

На заседаниях инициативной группы в обязательном порядке должны присутствовать представители УО. Они помогут жителям дома разобраться в законодательстве, которое регулирует благоустройство дворов, подготовить информацию и документы для ОСС.

Авторы методического пособия подчёркивают, что для успешного проекта по благоустройству двора важно активное участие жителей дома в разработке идеи.

Это нужно и для того, чтобы обеспечить поддержку планов на общем собрании собственников.

УО и инициативная группа могут сначала провести неофициальное собрание: рассказать жителям дома о своих предложениях, собрать идеи и вопросы, понять, чего хотят соседи и хотят ли вообще благоустраивать территорию.

На таком собрании следует:

  1. представить конкретные предложения по благоустройству, их примерную стоимость, сроки реализации, подкрепить слова примерами уже реализованных в стране проектов;
  2. донести до жителей дома информацию о том, что все новые объекты на придомовой территории будет необходимо внести в состав общего имущества МКД и нести бремя их содержания будут сами собственники в составе платы за жилое помещение;
  3. рассказать о возможных источниках финансирования работ.
  4. предложить жителям дома внести свои предложения, указав, кому, как и в какой срок их можно направить;

Мнение эксперта Михайлов Игорь Анатольевич Консультант в области права с 6-летним опытом.

Специализация — семейное право.

Опыт более 3 лет в защите в суде. Таким образом, УО и группа инициаторов получат понимание, поддерживают ли их другие жители дома и какие именно вопросы необходимо вынести на общее собрание собственников, которое проводится в соответствии со ст. ст. 45–46 ЖК РФ. В методическом пособии отмечается, что инициаторы проекта должны быть готовы к тому, что часть соседей негативно отреагирует на предложение.

Их задача – найти поддержку у большинства собственников. Важный этап подготовки проекта – составление технического задания, в котором жители дома должны изложить требования к запланированным работам по благоустройству двора и их результату.

В задание включаются технические характеристики будущих объектов, стиль, размещение на территории и т.д.

На основании техзадания разрабатывается готовый проект и план-график проведения работ. Для создания технического задания согласно пожеланиям и возможностям жителей дома инициаторам необходимо пройти этап исследования:

  • Изучить НПА, выяснить, что разрешено делать на территории, а что нет; узнать порядок согласования с органом МСУ проектов благоустройства.
  • Решить вопрос с постановкой земельного участка под домом на кадастровый учёт, если ранее это не было сделано, и включением его в состав общего имущества дома. Здесь важна помощь УО.
  • Узнать возможности жителей дома, их вклад в реализацию планов по преображению двора: непосредственное участие в работах по благоустройству, экспертиза, помощь материалами, скидками в магазинах и др. Возможно, жители смогут сделать большую часть работ своими силами и с небольшим бюджетом.
  • Изучить действующие на территории муниципалитета программы по благоустройству дворов и возможность получения по ним гранта.

Для прояснения этих важных вопросов, возможно, понадобится несколько встреч с жителями и активная помощь специалистов управляющей организации, например, юристов.

Также можно создать группы в мессенджерах или социальных сетях, что позволит быстрее решать возникшие вопросы и делиться информацией. Когда все вопросы проработаны, информация доведена до собственников, и они поддержали идею, то она должна лечь в основу технического задания. Как отмечают авторы методических указаний, разработка технического задания может стать одним из самых долгих этапов в реализации проекта: задание может несколько раз обсуждаться и изменяться жителями дома.

Итак, техническое задание для составления проекта по благоустройству двора готово, с ним согласны жители.

Теперь важно утвердить его на общем собрании собственников помещений.
На собрании следует утвердить:

  • Выбранного для проведения работ подрядчика и условия договора, если это предусмотрено планом реализации проекта.
  • Источник финансирования, при необходимости – согласовать подачу заявки на дополнительное финансирование в рамках муниципальной или федеральной программы.
  • Техническое задание для разработки проекта.
  • Бюджет и план-график работ.

Решение по вопросам повестки принимается в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Возможно, с первого раза утвердить все представленные предложения не получится, тогда следует учесть замечания собственников, внести в документы изменения и снова провести ОСС.

На основе утверждённого технического задания готовится архитектурный проект, который согласовывает орган местного самоуправления, проверив на соответствие законодательным актам, регулирующим благоустройство территории муниципалитета. Когда все формальности соблюдены, можно приступать непосредственно к реализации проекта.
Когда все формальности соблюдены, можно приступать непосредственно к реализации проекта. В зависимости от принятого решения благоустройство может быть выполнено полностью силами жителей дома и сотрудников УО или с привлечением сторонней компании.

Во втором случае договор на оказание услуг должен быть утверждён на ОСС. Подписать его от имени собственников может управляющая домом организация, если она наделена такими полномочиями. На всех этапах лидеры проекта должны контролировать ход работ и проверять их на соответствие проекту и качество.

Принимать готовый двор и поставленные объекты следует комиссии с участием собственников и представителей УО.

При желании двор можно торжественно открыть, собрав на праздник жителей МКД, а если проект был оригинальным или масштабным – представителей муниципалитета и прессы. Последним этапом в работе станет проведение нового ОСС, на котором собственники должны включить новые объекты в состав общего имущества дома и утвердить новый размер платы за содержание и ремонт (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). В стоимость услуг УО будет включена цена работ по обслуживанию, ремонту объектов, а при необходимости – охране и уборке.

Резюмируем рекомендации, изложенные в методическом пособии. Для успешного благоустройства придомовой территории, УО и жителям дома необходимо:

  • Разработать проект и согласовать его с собственниками и органом МСУ.
  • Провести ОСС и утвердить важные вопросы реализации проекта.
  • Собрать необходимую информацию о земельном участке, программах по благоустройству, требованиях закона к таким проектам, порядке их согласования.
  • Довести собранные материалы до сведения всех жителей дома, собрать их предложения, доработать предложения и определить источник финансирования.
  • Подготовить техническое задание, план-график, смету.
  • Создать инициативную группу и обсудить идеи.
  • Реализовать проект и принять выполненные работы.

При подготовке и реализации проекта по благоустройству может потребоваться несколько общих собраний собственников. Их следует провести в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

В таком случае принятые на ОСС положительные решения будут обязательны для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ). На благоустройство, развитие инфраструктуры придомовых территорий, общественных мест, предназначенных для отдыха в городах и поселках, обычно средства из местных бюджетов не выделяются или доходят по остаточному принципу.

За состояние участков около многоквартирных в соответствии с законодательством отвечают сами жильцы. Собранные ими средства сначала идут на насущные потребности по ремонту и обновлению домов.

Оставшихся небольших сумм может хватить только на покраску скамеек или иные мелкие работы. Исходя из такого положения вещей, наблюдается ужасное состояние придомовых территорий и мест общественного отдыха в абсолютном большинстве населенных пунктов. Чтобы облегчить решение этой проблемы на местном уровне, в 2017 году создан и утвержден проект на федеральном уровне по формированию комфортной городской среды.

Чтобы облегчить решение этой проблемы на местном уровне, в 2017 году создан и утвержден проект на федеральном уровне по формированию комфортной городской среды.

Проект разрабатывался как составная часть государственной программы Российской Федерации

«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

.

Он утвержден Постановлением Кабинета Министров Российской Федерации от 30.12.2017 (№1710). В приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, подписанном 18.03.2018г.

за №162/пр, были утверждены методические рекомендации для местных органов управления. Цель – помощь в проведении мероприятий в соответствии с программой населенных пунктов страны. Каждый год обновляются показатели, связанные с реализацией программы.

Амбициозным проектом в период 2020-го – 2024-го годов предусматривается проведение работ по благоустройству 31 тысячи территорий общественного назначения. Это должно повысить индекс качества городской среды на 30 процентов. Предполагается увеличение доли жильцов, участвующих в реализации проекта, до 30%.

Мнение эксперта Михайлов Игорь Анатольевич Консультант в области права с 6-летним опытом. Специализация — семейное право. Опыт более 3 лет в защите в суде.

На указанный период действия программных мероприятий планируется выделить федеральные бюджетные средства в объеме 269,3 млрд руб. Они будут увеличены благодаря добавлению сумм из консолидированных бюджетов РФ на 29,3 млрд руб.

Средства распределяются следующим образом: из федерального бюджета суммы перечисляются субъектам РФ. На местном уровне они дополняются запланированными отчислениями, принимается решение о финансирование определенных городов, районов.

В проекте могут принимать участие населенные пункты с количеством населения более 1 тыс. человек. Инициатива по ремонту, благоустройству, улучшению территорий около многоквартирных домов должна исходить от жильцов.

Они на общем собрании решают, что именно необходимо обновить, отремонтировать, установить во дворе. Разрабатывают проект (готовят чертеж) будущей придомовой территории с нанесением всех объектов. Утверждают план мероприятий по благоустройству решением общего собрания и подают заявку в муниципальные органы.

Сроки подачи заявки – до сентября текущего года. При грамотном оформлении документов и аргументированном обосновании проведения запланированных мероприятий по благоустройству двор будет включен в программу финансирования на следующий год.

То есть, если заявка подана до сентября 2020 г., то средства на ремонтно-строительные работы и благоустройство будут выделяться в 2020 г. На основании положений приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства работы по благоустройству подразделяются на две группы:

  • Минимальный вид работ оплачиваются из средств Федеральной программы. Государство финансирует ремонт дороги и проездов во дворах, установку мусорных контейнеров, урн, скамеек, монтаж современных систем освещения территории.
  • На дополнительное благоустройство выделяются средства местного бюджета, а также перечисляются деньги, собранные гражданами, проживающими в данном дворе. К таким видам работ относят установку детской площадки, создание комфортного места отдыха для взрослых, выделение и ограждение участка для выгула домашних животных. В план дополнительных мероприятий жильцы могут включить оборудование парковочных мест или стоянки внутри двора, а также все мероприятия по озеленению участка (высадку деревьев и кустов, разбивку клумб с цветами).

В какой форме и объеме будут принимать участие граждане в реализации запланированных мероприятий определяется решением соответствующих органов местных администраций в каждом населенном пункте.

Например, в г. Иркутск жильцы принимают активное участие в благоустройстве собственного двора во время субботников. Власти г. Самара приняли решение, что гражданам необходимо внести 1% от суммы средств, предусмотренных на дополнительные виды работ. Эта сумма может быть взята из средств, переведенных жильцами на счет управляющей компании.

То есть предусмотрено софинансирование реализации программы по благоустройству из трех источников: федеральный, муниципальный бюджет и средства граждан. На вопрос

«законно ли с жильцов собирают средства на проведение благоустройства двора в соответствии с федеральной программой»

, стоит однозначно ответить, да, это законно.

Только степень участия в совместном финансировании на дополнительные виды работ определяется на муниципальном уровне. Решение о включение двора в проект принимается на сметном уровне.

В соответствие с условиями проекта установлен следующий перечень ограничений:

  1. если на прилегающих ко двору территориях возведены новостройки, в которых нее истек срок гарантии при введении в эксплуатацию;
  2. при проведении запланированного на данный год ремонта или замены инженерных коммуникаций, проходящих по территории двора;
  3. при наличии в непосредственной близости ко двору аварийных строений, которые подлежат сносу с данный период;
  4. в случае, когда те виды работ, которые запланировали провести жильцы, уже проводились за счет средств местного бюджета

Об этих ограничениях рекомендуется заранее навести справки в муниципалитете. Как уже отмечалось выше, инициатива о включении двора в Проект «Формирование комфортной городской среды» исходит от жильцов данного дома. Порядок их действий следующий:

  • Подача заявки (пакета документов) в администрацию населенного пункта.
  • Проведение общего собрания жильцов и голосования. Причем собрание должно быть проведено в очной форме, а голосование может происходить заочно. Инициативная группа посещает жильцов в квартирах и изучает их мнение. Обсуждаются и принимаются вопросы по подаче заявки на участие в программе, разработке проекта благоустройства, выборов инициативной группы и полномочного представителя от коллектива жильцов.
  • Проверка на сайте городской администрации списков дворов, включенных в местный проект на текущий год.
  • Контроль за соблюдением технологии ремонтных, ландшафтных, монтажных работ. Подписание акта приема выполненных работ.
  • При отсутствии территории в списках необходимо объединиться с жильцами всех жилых зданий, которые расположены на совместной придомовой территории, в общем дворе.
  • Определение перечня работ, относящихся к минимальным и дополнительным мероприятиям по благоустройству двора.
  • Выяснение вопроса, каковы условия по участию в проекте в конкретном населенном пункте.

Полномочный представитель от коллектива жильцов постоянно общается с прорабом, контролирует ход выполнения и объем запланированных работ.

По их окончании создается комиссия для приема работы и оценки ее качества. В комиссию входят представители администрации населенного пункта и инициативной группы граждан, проживающих во дворе.

В случае, если какие-либо запланированные мероприятия не проведены или качество работ не устраивает жильцов, они имеют право не подписывать акт, не давать согласия на приемку работ. При несогласии с решением жильцов, граждане имеют право подать жалобу на подрядчика в городскую администрацию или в Министерство строительства РФ. После окончания срока действия Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» дворы, в которых проведено благоустройство в соответствии с данной программой, будут передаваться на баланс жильцов.

Для участия в Федеральном проекте подается заявка в муниципальные органы власти, заявление с определением очередности проведения работ по благоустройству придомовой территории.

Заявка представляет собой пакет документов.

Для комплектации пакета следует подготовить:

  1. Справка управляющей организации с указанным сроком введения сооружения в эксплуатацию
  2. Протокол общего собрания жильцов с рассмотрением вопросов о включении двора в программу, согласованный перечень минимальных и дополнительных работ, источниках финансирования (или рабочего участия жильцов) в дополнительных мероприятиях;
  3. Копия паспорта из кадастра на земельный участок дома (домов);
  4. Решение о создании инициативной группы жильцов и выборах полномочного представителя коллектива граждан, проживающих в данном дворе;
  5. Копия технического паспорта дома (домов);
  6. Фотографии существующих объектов инфраструктуры на придомовой территории (с целью подтверждения необходимости их ремонта, демонтажа, проведения работ по благоустройству);

Заявление на участие в программе подается от имени жильцов многоквартирного дома (домов), подписывается уполномоченным представителем, выбранным на общем собрании. В заявлении необходимо указать очередность выполнения мероприятий по благоустройству территории с просьбой рассмотреть данный перечень на заседании соответствующей комиссии администрации населенного пункта.

Автор статьи Консультант в области права с 6-летним опытом. Специализация — семейное право.