Закон о государственной тайне РФ 5485-1 в 2021 году – обзор документа


В Российской Федерации на уровне Конституции РФ гарантировано государством право на равный доступ к информации, искать и получать сведения может каждый гражданин. Ст. 29 основного закона РФ гарантирована свобода слова, свобода массовой информации. Во многих кодифицированных актах, федеральных законах устанавливается принцип гласности: судопроизводства, деятельности госорганов и т.д.Однако определенная информация, согласно российскому законодательству, охраняется государством, и доступ к ней ограничивается.

Некоторые стратегически важные сведения отнесены к государственной тайне.

Взаимоотношения по поводу наделения сведений статусом «гостайна», распоряжения этими данными, их рассекречивания регулирует закон о государственной тайне РФ 5485-1, который является предметом рассмотрения данной статьи. Помощь юристов: Бесплатно по России: Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки! Этот нормативный акт принят еще в 1993 году, почти сразу после объявления образования Российской Федерации, в качестве одного из законов, гарантирующего неприкосновенность и защиту важных стратегических сведений.

За период его действия в него неоднократно вносились изменения.

Сейчас закон о гостайне с последними изменениями в 2021 году доступен на всех основных ресурсах, содержащих тексты нормативно-правовых актов: официальных сайтах для публикации, порталах Гарант и Консультант плюс.Сам закон достаточно небольшой, он содержит всего 8 разделов и 32 статей.

Реквизиты: номер — 5485-1, дата принятия — 21 июля 1993 года. В настоящий момент используется только актуальная версия, то есть, закон о государственной тайне: последняя редакция в 2021 году.В СССР никогда не существовало отдельного закона о гостайне, хотя сам термин использовался широко, ведь всегда существовал список данных, доступ к которому был ограничен. И вот списки таких сведений утверждались регулярно, из чего следует, что на уровне властных структур всегда существовало понимание, что такое государственная тайна.

Это, согласно действующему законодательству, набор данных, характеризующих такие показатели, распространение которых может нанести значительный ущерб безопасности государства.На основании ст. 2 закона можно выделить признаки гостайны:

  1. возможность потенциального ущерба безопасности РФ при распространении.
  2. определенная степень защиты, то есть, изъятие из свободного доступа;

Отрасли деятельности, сведения которых могут быть наделены этим статусом:

  1. контрразведывательная;
  2. разведывательная;
  3. оперативно-розыскная.
  4. экономическая;
  5. внешнеполитическая;
  6. военная;

Это данные о вооруженных силах, об оборонных заказах и планах, научных разработках, составе и использовании военной инфраструктуры, запасах стратегических ресурсов, о способах установления секретности и т.д.В первом разделе размещен программные и разъяснительные положения, так, большое значение имеет ст.

2, разъясняющая основные термины. В том числе, определен термин носители информации – материальные объекты, содержащие информацию в виде знаков, сигналов, символов и т.д.Второй раздел состоит из одной статьи, 5, в ней приведен перечень сведений, которые могут быть отнесены к гостайне.Раздел 3 посвящен порядку засекречивания сведений.

Наделение сведений соответствующим статусом производится руководителями госорганов согласно списка должностных лиц, наделенных такими полномочиями. Они несут персональную за принятое решение. Также межведомственной комиссией на основании предложения госорганов составляется Перечень подобных сведений.В целях обеспечения должного уровня защиты сведениям присваивается гриф секретности.

В необходимых случаях, при исключении обстоятельств, приведших к наложению данного статуса, происходит рассекречивание информации, то есть, на основании решения руководителя госоргана снимается гриф секретности.

Срок решения о засекречивании – 30 лет, раз в лет должна производиться проверка обоснованности наложения грифа. Передача, обмен сведениями производятся на основании решения госоргана, в чьем распоряжении находятся сведения. Раздел 4 описывает эту процедуру, то есть, использование засекреченной информации.Одним из основных направлений закона является защита государственной тайны.

Есть как физические, так и правовые средства защиты.

К первым относятся технические, криптографические, программные средства, ко вторым – средства контроля за исполнением закона, обеспечение ограничения доступа.Защитой занимаются:

  1. специальные госорганы исполнительной власти ФСБ, Минобороны и другие.
  2. межведомственная комиссия;

Допуск к сведениям, наделенным статусом гостайна, производится по решению руководителя госоргана, с предупреждением об ответственности за ее разглашение.

В доступе может быть отказано.

За разглашение сведений предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.Финансирование мероприятий по сохранению гостайны производится как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. Контроль за обеспечением защиты производится на самом высшем уровне: Президентом, Правительством.В 2018 году вносились последние изменения в закон о гостайне.

В 2020 году поправки также не планируются. В 2018 году ФЗ- 256 был уточнен список оснований для отказа в доступе.

Помимо таких оснований, как постоянное проживание лица или его родственников за границей, уклонение от проверочных мероприятий, наличие медицинских противопоказаний, установление действий, направленных против РФ, добавлена недееспособность или ограниченная дееспособность заявителя. Помощь юристов: Бесплатно по России: Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: В начале апреля был принят закон, вносящий поправки в ФЗ «Об образовании». Им введено В 2021 году стали поступать вопросы юристам относительно возможности применения металлоискателей.

Появились новости о По российскому законодательству принудительное исполнение решения суда о взыскании денежных сумм осуществляется, в том В майские праздники в России традиционно начинается дачный сезон. В этом году Роспотребнадзор рекомендует В России в основном применяется окладная система оплаты труда.

На оклад не влияет наличие Дарственной – это используемое в обиходе название договора дарения, то есть безвозмездной передачи имущества

Закон о гостайне полная версия редакция 2021 года

Содержание: Граждане Российской Федерации, иностранные, должностные лица и лица без гражданства при нарушении закона о защите государственной тайны или при совершении преступлений в этой сфере несут дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую или административную ответственность. Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил. Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений.

ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4.

В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне. В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.

Другие термины, описанные во второй статье:

  1. Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;
  2. Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
  3. Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
  4. Доступ к государственным тайнам — разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.
  5. Система защиты гос. тайн — органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;

Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.

Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:

  1. В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;
  2. Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.
  3. Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;

Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д. Закон о гос. тайне был принят государством для обеспечения защиты и развития мер безопасности.

Распространяется закон на каждое лицо, независимо от того, проживает оно на территории Российской Федерации или за ее пределами. Каждый гражданин, обладающий какой-либо информацией, относящейся к графе «секретно», обязан ознакомиться с положениями настоящего закона. Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др.

Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств. По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества.

Помимо гостайны, законодательствам РФ охраняются и другие виды тайн, куда входят:

  • Служебная.
  • Семейная.
  • Личная.
  • Ноу-хау.
  • Коммерческая тайна.
  • Банковская.

Каждая из этих тайн имеет свои особенности правового регулирования.

Нормы об охране закрепляются в Гражданском кодексе РФ, Семейном Кодексе РФ, а так же во внутренних локальных актах каждой конкретной коммерческой организации.

Таким образом, охраняемая законом тайна – это такого рода сведения, которые содержат определенную степень секретности и которые обязывает граждан соблюдать их безопасность. Порядок засекречивания информации определяется по правилам, предусмотренным законом. Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др.

Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне.

Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством. Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.

Под правовым режимом понимается тот перечень нормативных правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование того или иного вопроса. К перечню актов относятся:

  • Закон о государственной тайне.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Документы о наличии секрета производства (НОУ-ХАУ) и др.
  • Локальные акты организации.
  • Гражданский кодекс РФ.

Особое правовое регулирование имеется у коммерческой тайны. Связано это с тем, что она защищается и охраняется как на федеральном уровне, так и на внутреннем локальном уровне.

В рамках каждой отдельной организации принимаются документы, в которых фиксируются данные о том, что именно относится к тайне, порядок и правила ее защиты и др.

Охрана происходит путем подписания вновь прибывшим работником соответствующего документа, который может сохранять срок своего действия и после фактического увольнения. Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др. Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств.

По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества.

Основополагающим актом в данной ситуации является Конституция РФ и иные нормативные правовые акты по данному вопросу.

Сюда относятся постановления правительства, приказы министерств и ведомств, иные законодательные акты. Закон состоит из разделов и статей.

Периодически в него вносятся изменения и дополнения. Связано это с тем, что некоторые сведения засекречиваются, а некоторые наоборот, подлежат разглашению. Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др.

Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне.

Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством. Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.

Под правовым режимом понимается тот перечень нормативных правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование того или иного вопроса.

К перечню актов относятся:

  • Гражданский кодекс РФ.
  • Локальные акты организации.
  • Документы о наличии секрета производства (НОУ-ХАУ) и др.
  • Закон о государственной тайне.
  • Семейный кодекс РФ.

Особое правовое регулирование имеется у коммерческой тайны. Связано это с тем, что она защищается и охраняется как на федеральном уровне, так и на внутреннем локальном уровне.

В рамках каждой отдельной организации принимаются документы, в которых фиксируются данные о том, что именно относится к тайне, порядок и правила ее защиты и др. Охрана происходит путем подписания вновь прибывшим работником соответствующего документа, который может сохранять срок своего действия и после фактического увольнения. Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней.

Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.

Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне.
В него входят такие элементы, как:

  • Указание на гражданина.
  • Подписи сторон и печать соответствующей организации.
  • Права и обязанности сторон.
  • Сведения, подлежащие охране.
  • Указание на организацию.
  • Дата и место его подписания.
  • Название акта.

В документе обязательно должен быть определен срок его действия.

Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений. Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст. Данная статья в действующей редакции с изменениями, дополнениями и комментариями устанавливает порядок доступа уполномоченных лиц к гостайне.

Данная статья в действующей редакции с изменениями, дополнениями и комментариями устанавливает порядок доступа уполномоченных лиц к гостайне. Указано, что это происходит только в добровольном порядке.

Никто в принудительном порядке этому подвергнут быть не может. Порядок доступа к тем или иным сведениям может изменяться Президентом или межведомственными комиссиями. Организовывать и исполнять требования законодательства уполномочены руководители соответствующих государственных структур.

Разъяснения и отнесения в сфере государственной тайны регулируются только на федеральном уровне. Не каждого гражданина могут допустить к особо охраняемым сведениям. Порядок получения и допуска к защите предусматривает и основания отказа.

Так, должностному лицу могут отказать в допуске к государственной тайне по следующим основаниям:

  • Наличие судимости.
  • Ограничение в дееспособности.
  • Предоставление ложных анкетных данных и др.

Для коммерческой гостайны могут быть предусмотрены и другие основания для отказа. Учреждение имеет право предоставлять гражданам и акты, предоставляющие право доступа к секретным сведениям. Данная статья номер 31 посвящена контролю за соблюдением тайны.

Это относится к компетенции исполнительных и законодательных органов государственной власти.

Особое внимание стоит уделить администрации президента РФ, которая так же имеет право на законодательное регулирование в данной области.

Помимо всего прочего, полномочия в данной сфере имеют и важнейшие органы надзора, такие как органы прокуратуры РФ. Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. (в ред. Федеральных законов от 06.10.97 N 131-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ) В настоящем Законе используются следующие основные понятия:государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.Перечень сведений, составляющих государственную тайну, совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ) Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.В связи с утратой силы Закона РФ от 05.03.92 N 2446-I, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ.

1. Палаты Федерального Собрания: (в ред.

Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны; (в ред.

Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны; (в ред.

Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

(в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)Абзац шестой — Исключен. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)2.

Президент Российской Федерации:утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 180-ФЗ)заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации; (в ред.

Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)3. Правительство Российской Федерации:организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; (в ред.

Федерального закона от 18.07.2009 N 180-ФЗ)устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; (в ред.

Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ) Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ) Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается. Этот нормативный акт принят еще в 1993 году, почти сразу после объявления образования Российской Федерации, в качестве одного из законов, гарантирующего неприкосновенность и защиту важных стратегических сведений.

За период его действия в него неоднократно вносились изменения. Сейчас закон о гостайне с последними изменениями в 2021 году доступен на всех основных ресурсах, содержащих тексты нормативно-правовых актов: официальных сайтах для публикации, порталах Гарант и Консультант плюс. Сам закон достаточно небольшой, он содержит всего 8 разделов и 32 статей.

Реквизиты: номер — 5485-1, дата принятия — 21 июля 1993 года. В настоящий момент используется только актуальная версия, то есть, закон о государственной тайне: последняя редакция в 2021 году.

В первом разделе размещен программные и разъяснительные положения, так, большое значение имеет ст.

2, разъясняющая основные термины. В том числе, определен термин носители информации – материальные объекты, содержащие информацию в виде знаков, сигналов, символов и т.д.

Второй раздел состоит из одной статьи, 5, в ней приведен перечень сведений, которые могут быть отнесены к гостайне.

Раздел 3 посвящен порядку засекречивания сведений. Наделение сведений соответствующим статусом производится руководителями госорганов согласно списка должностных лиц, наделенных такими полномочиями.

Они несут персональную за принятое решение. Также межведомственной комиссией на основании предложения госорганов составляется Перечень подобных сведений. В целях обеспечения должного уровня защиты сведениям присваивается гриф секретности.

В необходимых случаях, при исключении обстоятельств, приведших к наложению данного статуса, происходит рассекречивание информации, то есть, на основании решения руководителя госоргана снимается гриф секретности. Срок решения о засекречивании – 30 лет, раз в лет должна производиться проверка обоснованности наложения грифа.

Передача, обмен сведениями производятся на основании решения госоргана, в чьем распоряжении находятся сведения. Раздел 4 описывает эту процедуру, то есть, использование засекреченной информации. Одним из основных направлений закона является защита государственной тайны.

Есть как физические, так и правовые средства защиты.

К первым относятся технические, криптографические, программные средства, ко вторым – средства контроля за исполнением закона, обеспечение ограничения доступа. Защитой занимаются:

  1. межведомственная комиссия;
  2. специальные госорганы исполнительной власти ФСБ, Минобороны и другие.

Допуск к сведениям, наделенным статусом гостайна, производится по решению руководителя госоргана, с предупреждением об ответственности за ее разглашение. В доступе может быть отказано.

За разглашение сведений предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Финансирование мероприятий по сохранению гостайны производится как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. Контроль за обеспечением защиты производится на самом высшем уровне: Президентом, Правительством.

В настоящее время к государственной тайне в России относятся данные трех категорий: секретные, совершенно секретные и данные особой важности.

Однако информация первой категории по большей части предназначена для служебного пользования, и авторы нового закона считают нецелесообразным охранять ее так же строго, как действительно важные для функционирования государства материалы.

Разумеется, это не значит, что служебные данные перейдут в открытый доступ: они будут под защитой ряда других законов и актов, а часть их, возможно, будет переведена в категорию «Совершенно секретно». В соответствии с новыми поправками, в УК появится статья, предусматривающая штрафы от 200 до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до четырёх лет для лиц, виновных в получении сведений, составляющих гостайну, без применения насилия.

В случае если насилие применяется или есть другие отягчающие обстоятельства, виновным будет грозить заключение на срок от трёх до восьми лет. Расширен круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за разглашение гостайны.

Теперь наказание грозит не только тем, кто узнал секретные сведения в ходе работы, но и тем, кто получил их во время учёбы. ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4.

В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне. В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения.
В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.

Другие термины, описанные во второй статье:

  1. Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
  2. Доступ к государственным тайнам — разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.
  3. Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
  4. Система защиты гос. тайн — органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;
  5. Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;

Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами. Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:

  1. Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.
  2. Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;
  3. В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;

Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т.

д. Президент РФ Владимир Путин внес изменения в перечень сведений, отнесенных к гостайне, который был утвержден указом от 30 ноября 1995 года.

В частности, пункт перечня сведений, относящихся к гостайне, который звучал как

«Сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время»

, теперь дополнен словами «в мирное время в период проведения специальных операций». Что именно входит в перечень этих мероприятий, как правило, сам получатель допуска не знает, и раскрывать все подробности ни ему, ни окружающим закон никого не обязывает. Чтобы оформить допуск к секретным сведениям, эти мероприятия не нужны.

А вот если человека планируют допустить к сведениям особой важности и совершенно секретным, проверочные мероприятия проводят в обязательном порядке. Если человек устраивается в силовое ведомство, например в МВД, ФСИН или в любое другое, проверочные мероприятия проводит это ведомство. Если организация гражданская, заниматься проверкой будет ФСБ.

Дальше все зависит от того, к каким именно сведениям человеку оформляют допуск.

Если к секретным, проверочные мероприятия проводить не обязательно, но возможно. Например, если сведения, указанные в анкете, вызвали сомнения.

В этом случае руководитель организации решает провести проверку и оформляет это решение в письменном виде.

Если такие сведения вопросов не вызывают, без проверки можно обойтись. Федеральный акт о сохранении гостайны был принят Госдумой еще в 1993 году.

Затем в 1997 году появилась более поздняя редакция, которая была утверждена российским Президентом. Основная цель ФЗ 5485 — это государственная безопасность, которая заключается в сохранении важной и значимой для страны информации, которая стала известна определенным категориям лиц в процессе выполнения служебной деятельности.

Настоящий проект под государственной тайной подразумевает сведения, которые имеют стратегическое значение для Российской Федерации.

Так как определенные категории служащих (в частности представители МВД, ФСБ и других органов власти) получают допуск к гостайне в процессе своей работы, то они должны позаботиться об обеспечение защиты и сохранения ее в тайне, — что регулируется статьями закона и Конституцией РФ. Ведь если эти секретные сведения станут известны другим странам, то это может быть использовано против РФ. В 2016 году в Закон о доступе к государственной тайне были внесены изменения, которые связаны с масштабами его распространения и отношением к гостайне служащих.

В частности, если ранее действие ФЗ 5485 распространялось только на территории РФ, то в последней редакции сказано, что соблюдать его необходимо и за пределами России. В законодательный акт был внесен раздел об обеспечении хранения сведений при командировке за рубеж. В целом, последняя редакция не меняет ранее утвержденную структуру закона, а только дополняет необходимостью обеспечения секретности информации за пределами нашей страны.

Если доступ к гостайне для многих кажется чем-то загадочным, то многие из нас по роду своей деятельности связаны с необходимостью хранения коммерческой или банковской тайны, о чем при приеме на должность также подписывали соглашение о не разглашении этих данных. Как правило, коммерческую тайну составляют экономические показатели, стратегическая цель предприятия, информация о финансовом состоянии фирмы и т.д., банковская тайна — это необходимость хранить сведения о клиенте, его счетах, операциях, которые проводились банком по поручению клиента.

Проведенная параллель позволит многим гражданам понять сущность секретной информации государства на примере. Написать комментарий Роскомнадзор получит право блокировать интернет-ресурсы – YouTube, Facebook, Twitter и др., если они допускают цензуру российских средств массовой информации. В законе отмечается, что санкции с ресурсов могут быть сняты, если ограничение российских медиа прекратится.

Также Роскомандзор будет находить владельцев таких сайтов или соцсетей.

Им будет присваиваться статус

«владельца информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ»

. Глава центра «Сова» Александр Верховский считает закон о цензуре повторением истории о противостоянии с Западом. Также эксперт назвал инициативу «глупой», так как самые популярные инофресрусы и соцсети принадлежат США.

Закон вводит ограничения на работу журналистов на акциях – им будет запрещено агитировать, собирать подписи, использовать символику или

«иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения»

, а также скрывать «признак представителя СМИ». Устанавливается запрет на финансирование акций со стороны иностранцев, НКО-«иноагентов», россиян младше 16 лет, анонимных жертвователей и юрлиц, которые были зарегистрированы менее чем за год до мероприятия.

Адвокат «Апологии протеста» Александр Передрук не понимает, зачем вообще был принят этот закон, так как на практике он не сталкивался с тем, чтобы у кого-то были претензии, связанные с финансированием публичных мероприятий.

«Как правило, участники организуют все за свой счет, и это не требует каких-либо особых вложений»

, – пояснил он.

Кроме того, по его мнению, закон противоречит Конституции, ведь там сказано, что граждане имеют право проводить публичные мероприятия.

В плане-графике необходимо учесть как период 2021 года, так и плановый период – 2022 – 2023 годы.

Срок планирования закупок соответствует трехлетнему сроку, на который утверждается федеральный бюджет. Как и годом ранее, на формирование плана-графика отведено 10 дней с даты, когда до заказчика будет доведён соответствующий объем прав в денежном выражении либо утверждён план финансово-хозяйственной деятельности (для государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий). Если вы должны были включить закупку в план-график, но по каким-то причинам этого не сделали – проводить её вы не имеете права.

Поэтому, даже если у вас нет информации о доведённых объёмах финансирования, включите данную закупку с нулевым финобеспечением, указав только те данные, которые у вас уже есть. Для тех закупок, которые планируются на больший период, чем общий срок, на который утверждается план-график, внесите информацию полностью обо всей закупке.

При планировании закупок на следующий год нужно внести изменения в ранее утверждённые показатели плана-графика на очередной финансовый год, а также первый год планового периода (п. 6 Постановление №1279). На второй год планового периода показатели указываются впервые. Таким образом, создавать каждый год новый план-график по закону не нужно, так как следующий год уже был учтён при планировании ранее.

Заказчики федерального уровня планируют закупки и формируют план-график в системе «Электронный бюджет». На региональном и муниципальном уровне заказчики используют местные информационные системы, либо работают непосредственно через ЕИС.

При работе в соответствующей системе заказчик работает в уже имеющейся вкладке плана-графика и корректирует её. Создавать новую вкладку (если план-график когда-либо уже утверждался данным заказчиком) не нужно. По мере доведения до заказчика объёма прав в денежном выражении он вынужден вносить изменения в ранее утверждённый план-график.

Практически для любых видов закупок план-график формируется в электронном виде. Исключение – закупки для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну – в таком случае вам нужно будет сформировать отдельное приложение. Размещение такого приложения в ЕИС не предусмотрено.

С 2021 года дополнен перечень закупок, которые указываются в плане-графике отдельной строкой, его дополнили закупки:

  1. по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда, музейных ценностей;
  2. на оказание услуг по предоставлению кредита.
  3. услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
  4. содержащие сведения о гостайне (такие сведения могут содержаться в документации или проекте контракта);
  5. осуществляемые с применением открытых электронных процедур госорганами и учреждениями, работающими на обороноспособность и безопасность государства;

Из того перечня, который был в 2020 году, ничего не исключали, т.е. как и в 2020 году нужно внести отдельной строкой закупки строительству, реконструкции объекта капстроительства (по каждому объекту), на заключение энергосервисного контракта, подлежащие общественному обсуждению, а также выделенные лоты. Сведения о некоторых закупках (в.т.ч.

на сумму не более 600 тыс.руб, по приобретению лекарственных препаратов по заключению медкомиссии) вносятся отдельной строкой без указания кода закупки. В 2021 году года перечень таких закупок остался без изменений. Начиная со следующего года в плане-графике не требуется детализировать данные по заключённым соглашениям о субсидиях.

В обновлённой форме плана-графика (Приложение к Постановлению №1279) ссылка на реквизиты такого соглашения отсутствует. С 01.04.2021 года закупки небольшого объёма у единственного поставщика можно проводить с учётом изменений, которые внесены в Закон 44-ФЗ (в соответствии с Федеральным законом №449-ФЗ статья 93 Закона 44-ФЗ дополнена частями 12, 13). Так, в соответствии с ч. 12 ст.

93 Закона 44-ФЗ, начиная с апреля 2021 года, можно проводить закупки у единственного поставщика при помощи специальной процедуры на электронной площадке. Сумма закупки в данном случае ограничивается не 600 тыс. рублей (п. 4, 5 ст. 93 Закона 44-ФЗ), а 3 млн.

руб. В план-график закупки, которые проводятся по специальной процедуре, включать не нужно. Увеличение суммы закупки и возможность осуществить её без предварительного планирования обеспечивается за счёт прозрачности процедуры и возможности обмена данными между электронной площадкой и ЕИС.

Напомним, что недопустимо осуществлять закупки, которые не были предусмотрены планом-графиком (ч. 1 ст. 16 Закона 44-ФЗ). Если вы нарушите данное правило и проведёте какую-либо закупку, которой нет в плане-графике, то это чревато привлечением к административной ответственности.

Размер штрафа для должностных лиц – 30 тыс. руб. (ч. 1.5. КоАП). Также административная ответственность должностных лиц предусмотрена и за другие нарушения, связанные с формированием плана-графика:

  1. за включение в него объектов, не соответствующих требованиям законодательства или иных правовых актов от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП);
  2. за нарушение срока утверждения – от 5 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП).

Соответственно, к ответственности могут привлечь только за нарушения в отношении тех закупок, которые вы обязаны включать в план-график. Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.